В Москве cо спектаклями «Горький. Форум» и «Кодекс курильщика  побывал Центр театрального мастерства из Нижнего Новгорода. Показы прошли в рамках проекта  «Большие гастроли» по программе поддержки негосударственных театров на площадке камерного театра «Среда 21».

Центр Театрального Мастерства – один из первых независимых коллективов Нижнего Новгорода, занимающийся развитием театральной среды в городе. ЦТМ практикует новые театральные формы, применяя их к острой современной драматургии.

ЦТМ был создан в 2016 году – независимых театров в Нижнем Новгороде тогда не было, коллективы отдельные были, но сцен не было, спектакли играли по клубам, по подвалам. «Не было среды, институции, куда можно было придти и разобраться, что такое современный театр. Была потребность в создании такого места, – рассказали во время московских гастролей основатели ЦТМ: заслуженный артист РФ, педагог, режиссер, актер Нижегородского государственного академического театра драмы им. М. Горького Александр Сучков и актер театра «Комедiя» Евгений Пыхтин. Пространство было создано ими на собственные средства и средства неравнодушных нижегородцев и меценатов с целью продвижения актуального театра в столице Приволжья. Евгений Пыхтин: «Я предложил своему мастеру з.а. России Александру Борисовичу Сучкову (Нижегородский театр драмы) открыть площадку. В какой-то момент  мне выделили помещение, осталось только сделать ремонт. Ремонт – это кредиты, у нас закончились деньги, и тогда мы объявили, что строим театр для города. Это был  достойный инфо-повод, культурное событие, и жители Нижнего Новгорода собрали нам тогда под миллион рублей. Мы сделали стены, поставили стулья, оборудование дали театры, музыкальные коллективы, так что ЦТМ построен всем городом...».  На базе ЦТМ существует студия актерского мастерства, где любой желающий может раскрыть творческий потенциал и преодолеть внутренние барьеры. «Мы долго искали свое направление, приютили многие независимые коллективы, и тут нам сильно помог Виктор Анатольевич Рыжаков стартом своих проектов. Рыжаков приехал на гастроли со своим «Июльансамблем», мы пригласили его на свою площадку, и наши мечты стали реализовываться. Сделали Лабораторию, потом еще, в итоге – девять лабораторий. Мы дорабатывали эскизы, превращая их в спектакли, это был глоток свежего воздуха, современная драматургия. Сделали свой фестиваль «Театральная стрелка». В 2021 году был юбилей города, город сильно похорошел.  У нас очень хороший кабинет в министерстве культуры, зам. Губернатора Олег Алексеевич Беркович нам здорово помог. К юбилею города мы сделали большой спектакль «Герои среди нас» про горожан, это была первая работа, когда мы вышли за пределы сцены: 500 человек в зале, 35 человек на сцене плюс 9 актеров. Мы стали обрастать новыми проектами, гастролями, еще мы занимаемся театральными экспедициями по нижегородской области, ставим спектакли, некий синтез вербатима, сказок, обрядов.  Нашей задачей было освоить культурное наследие и приблизить его к нам. Мы делаем в городе фестиваль «СПЕЦИФИК» – устраиваем спектакли в самых неожиданных местах, например, на фасаде старинного особняка, в трамвае или на острове. Мы любим эксперименты, и в городе нас поддерживают…».

АНО «Центр 800» – региональное управление проектами, патронирует  все культурные события в нижегородской области. ЦТМ стал первой независимой площадкой, объединившей камерные театры города. Уникальный формат пространства –  зал-трансформер позволяет воплотить самые смелые режиссерские идеи и эксперименты. После постановок проводятся обсуждения. ЦТМ – это новая драма, экспериментальная форма, диалог со зрителем.

ЦТМ имеет свой репертуар, актеры приходят под конкретные проекты. Зрители за эти годы поняли и приняли современные постановки, они уже не ждут от театра только комедий. Вслед за ЦТМ остальные городские театры тоже начали делать лаборатории, приглашать молодых режиссеров.

 Спектакль  «ГОРЬКИЙ. ФОРУМ» Евгения Маленчева – премьера последнего сезона. Этот спектакль фокусируется на вечных социальных проблемах, взятых из классики. Сцены из произведения Максима Горького «На дне» в нем соединяются с современными текстами, спектакль  проходит в формате форум-театра.

Форум - театр придумал в 1970-е гг. Аугусту Боаль, бразильский режиссер, соединив  социальный, экспериментальный, художественный театр. Боаль развивал идею, в которой театр преображает мир и дает каждому зрителю право высказаться о своей проблеме, попробовать решить её вместе с актерами. В 1974 году была издана книга Боаля «Театр угнетенных», содержащая основные идеи его подхода к современному театру. Аугусту  Боаль полагал, что угнетённые – это, практически, все люди, потому что во многих ситуациях человек не высказывает своего мнения и в итоге перестает верить, что можно  что-либо изменить. Форум - театр помогает это исправить: в том, что разыгрывается на сцене, всегда заложен выбор – пассивно смотреть или самому выйти на сцену.  Разыгрываемое действие – это повседневные ситуации, с каждой из которых может столкнуться любой человек. Боаля, как человека и гражданина, прежде всего, волновала социально-политическая ситуация, его главной задачей было научить людей сопротивляться и отстаивать свои права. «Театры угнетенных» быстро распространились по всему миру. Театры сотрудничали с тюрьмами и предприятиями, делали спектакли с национальными общинами и правозащитными организациями. Первый специальный Методический центр был организован в Париже. Там же, в 1981 году прошел первый фестиваль «Театров угнетенных». В России первый фестиваль форум-театров состоялся в мае 2014 года в Новочеркасске.

«Горький. Форум»

Проект начался прошлым летом, премьера состоялась в марте 2024 года. В спектакле использованы отрывки из пьесы Горького «На дне», и дописанные современными драматургами новые тексты с похожими героями с теми же проблемами.

Спектакль, представленный в театре  «Среда 21», начался с вольного рассаживания зрителей. Неожиданно среди зрителей оказываются  артисты, которые встают по очереди в разных концах зала и  рассказывают  немного о себе. Потом в центр зала выходит ведущий – человек, который не будет участвовать в действии, но будет модерировать  происходящее, то есть он имеет право вмешиваться,  разговаривать,  как с актерами, так и со зрителями.

Зрителям еще до начала спектакля предложили придумать общий голосовой сигнал и какой-то физический жест, означающий начало действия – сцены. Все оживляются и немедленно включаются в игру.

Когда отрепетирован условный звук и жест,  модератор кидает монетку, чтобы «орлом» или «решкой» выбрать один из двух отрывков, который предстоит сыграть.

Началась сцена из пьесы Горького «На дне», в которой Василиса уговаривает своего любовника убить ее мужа, обещая поделиться  с ним деньгами и даже отпустить на волю с сестрой . Отрывок сыгран, и ведущий спрашивает у зрителей – какие проблемы, по их мнению, тут затронуты.

После опроса, разыгрывается вторая сцена, написанная современным драматургом Кариной Бесолти, в которой участвуют три артиста: хозяин фруктовых ларьков, продавщица на рынке и грузчик. В финале модератор задает залу вопросы: как именно поступили бы сами зрители, столкнувшись с реальным шантажом, абьюзом, воровством?

Механика форум-театра создает своеобразный тренажер эмпатии. В зале бурно обсуждают ситуацию, пытаются поставить себя на место героев и найти выход из положения, артисты снова и снова проигрывают разные предложенные варианты, а зрители не просто созерцают происходящее на сцене, но являются непосредственными участниками действия, являясь взаимозаменяемыми фигурами. Ситуация воспроизводится несколько раз. Это делается для того, чтобы зрители в любой момент времени могли сказать «стоп». Сцена останавливается, актеры замирают.  Затем, тот зритель, у которого появилась новая идея, как решить данную проблему, заменяет одного из актеров на сцене и пробует изменить ситуацию. Так зрители активно влияют на ход развития событий.

Важно учесть, что не допускается решение проблемы просто заменой отрицательного героя или превращение его в более дружелюбного и любящего, ведь в жизни нельзя же так легко убрать или изменить человека.

В отрывке драматурга Карины Бесолти хозяин рынка требует от продавщицы расплатиться натурой за якобы недостачу, грузчик пытается перевести стрелки, но хозяин жестко его прогоняет. У девушки почти безвыходное положение, ведь ей очень нужна работа. Ситуацию обсуждают зрители, пробуя найти компромисс, модератор предлагает по очереди выходить на сцену, примеряя разные роли. Это увлекательный процесс. 

Форум-театр дает возможность рефлексировать на острые темы в безопасном пространстве спектакля, попробовать на себе реальные жизненные ситуации.

«ГОРЬКИЙ. ФОРУМ» 16+

Режиссер – Евгений Маленчев

Драматург – Карина Бесолти

 «Мы говорим о реальных проблемах, знакомых и понятных. Когда человек, который пришел на спектакль, не остается в стороне, становится участником, поднимает руку, встает со своего стула, он меняет действие спектакля. «ГОРЬКИЙ. ФОРУМ» – это возможность тренироваться быть человеком», – комментирует идею спектакля режиссер Евгений Маленчев.