Режиссер Петр Шерешевский определил жанр своей постановки как спектакль – кабаре. Пьесу Ханоха Левина невозможно воспринимать и ставить реалистично, ибо черная комедия израильского драматурга – отнюдь не бытовой случай. Через увеличительную призму иронии, посмеиваясь, но и  любя, и жалея своих героев, драматург, а вслед за ним режиссер размышляют о человеческих судьбах, о вечных ценностях, о которых некоторые люди задумываются слишком поздно.

Сюжет «Торговцев резиной» только, на первый взгляд, кажется примитивным, чуть ли не скабрезным, ведь в нем речь идет о банальных презервативах: Шмуэль Спроль (Игорь Верник), унаследовал от отца 10 тысяч кондомов и пытается их продать, откровенно говоря, втюхать, ибо у резиновых изделий истекает срок годности, а продать их никак не выходит, ибо жаль пасть в цене. У Иоханана Цингербая (Виталий Коваленко) – на счету шестьдесят тысяч рублей, с которыми невозможно расстаться ни при каких обстоятельствах, хотя хочется жениться.В то же время, неравнодушная к Шмуэлю миловидная аптекарша Бела Берло (Полина Кутепова) пытается  убедить обоих потенциальных женихов  инвестировать деньги в ее маленький бизнес и готова тут же приласкать, не дожидаясь штампа в паспорте.  

Тематика резиновых изделий исследуется в спектакле довольно подробно, однако, режиссеру и артистам удается не пересечь опасную границу с пошлостью. Действие тянется так долго, как только может тянуться качественная (австралийская) резина. Однако, тех зрителей, которые сумеют набраться терпения (хотя спектакль только бы выиграл, если бы режиссер его подсократил), ждет награда,  ибо в постановке предостаточно того, ради чего мы приходим в театр – великолепной актерской игры, остроумной драматургии и интересной режиссуры, сумевшей поговорить о высоком через низкое и плотское.

 

Нерешительный Иоханан (Виталий Коваленко), возможно, всю жизнь проживший с мамой, не имеющий опыта общения с другими женщинами (презерватив, бедняга, умудрился натянуть за полтора часа до свидания), терпит в любви фиаско. Ему очень хочется жениться, но Бела настаивает (как нам знакома эта формула: «сначала деньги – потом стулья!»), и тут никто не в силах уступить, "отделить зерна от плевел". хотя герой Виталия Коваленко чрезвычайно трогателен в своей искренней любви к миловидной аптекарше Беле (Полина Кутепова0, к которой невозможно остаться равнодушным, настолько она мила, кокетлива игрива.

Деловитому Шмуэлю (Игорь Верник), озабоченному продажей резинового наследства не до любовных игр, хотя они с Белой явно симпатизируют друг другу. "Предприимчивый" герой Игоря Верника себе на уме: на всякий случай, надо отвлечь Иоханана от прекрасной, но слишком уж  корыстной Белы. Он раззадоривает соперника описанием знойных бескорыстных красоток, которых тот получит, едва переступив границу Техаса.  Игорь Верник в этой роли превзошел сам себя, пародирую свою неотразимую улыбку и образ красавца и любимца женщин, иронизируя над жадностью своего героя….

Вообще, от этого трио артистов глаз не отвести: они комичны и трагичны, музыкальны и пластичны, а какие выразительные лица! Соблюдая  условность кабаре, артисты обращаются к публике, то и дело высказывая свои чаяния посредством музыкальных номеров. Каждый персонаж периодически выходит к стойке микрофона, услаждая слух, благодаря отличной музыкальной партитуре.  Атмосферу кабаре помогает представить  Оркестр приватного танца композитора Ванечки. Каждый вздох, каждый шаг, каждый жест героев сопровождается синтезатором, скрипкой, аккордеоном, ударными инструментами, в том числе, обычным тазом, а также свистком.

Художник Анвар Гумаров создал сдержанное по наполнению сценическое пространство – красный бархатный занавес, украшенный гирляндами светящихся лампочек, за которым впоследствии, оказывается, тоже есть пространство, а за ним - еще одно, таинственное, в которое можно попасть, лишь покинув этот свет или… во сне.

Между двумя действиями проходит тридцать лет, на сцене – постаревшие герои в линялых халатах, словно оказались в интернате для одиноких пожилых людей. Им всем теперь за семьдесят лет, жизнь почти прошла, а что изменилось?   Шмуэль все еще «носится» с просроченными презервативами (хотя в мире давно пользуются другими контрацептивами),  он ослеп и приволакивает ногу, и все также одинок. Бела дежурит  за прилавком своей маленькой аптеки в ожидании партнера, которому отдаст руку и сердце после того, как получит чек. Иоханан по-прежнему мечтает жениться на ней, только забыл, зачем: детей уже не завести, презервативы не нужны. Покончить с одиночеством – только протянуть руку… с чеком, но,  увы.

Финал грустный и поучительный: жизнь прошла, презервативы и счет в банке оказались невостребованными. «Ах, счастье было так возможно, так близко…».

Все равно от спектакля осталось позитивное впечатление, во многом, благодаря музыке и актерскому мастерству.

ПОСТАНОВОЧНАЯ ГРУППА:

Режиссёр— Пётр Шерешевский

Художник — Анвар Гумаров

Художник по костюмам — Мария Лука

Художник по свету — Алексей Попов

Композитор - Ванечка (Оркестр приватного танца)

Автор пьесы — Ханох Левин

Продюсер – Леонид Роберман

фотографии Александра Иванишина