На создание мюзикла «POLA NEGRI» Януша Юзефовича вдохновила легендарная польская актриса Пола Негри, от которой сходили с ума самые известные люди первой половины двадцатого века, включая Чарли Чаплина и Рудольфо Валентино. Для Януша Юзефовича был важен сам факт, что польская актриса стала первой звездой Голливуда, Используя невероятные факты ее биографии, он решил поведать всему миру о своей любви к театру и кино, рассказать о людях, преданных искусству больше жизни.
В течение двух лет режиссер вместе с компьютерными специалистами трудился над проектом: необходимо было соотнести виртуальное изображение с размерами подлинных декораций и людей. Благодаря полученной проекции уже невозможно было отличить, где кончалась реальность, и начиналось киноизображение, не было никакой границы. «Эта технология делает возможным абсолютно все! Это - великолепная игрушка для таких, как я, тех, кто занимается шоу-бизнесом и придумывает зрелища! Только вообразите: наша Пола будет ездить по реальным улицам Нью-Йорка 20-х годов ХХ века, плавать на корабле, подниматься в небо. Конечно, это - очень дорогой проект. Но, поверьте, эффект, которого мы добились, значительно сильнее, чем в 3D-кино!».
Пока Юзефович работал над новыми технологиями, его друг и постоянный соавтор композитор Януш Стоклоса сочинял музыку, главную составляющую мюзикла. В результате музыкальный материал стал одной из самых больших удач спектакля, и новый мюзикл с успехом был представлен на варшавском стадионе.
Питерский продюсер Геннадий Миргородский, увидев спектакль, загорелся идеей - перенести постановку в свой родной город. В Польшу к Юзефовичу отправились московские авторы, его друзья еще со времен совместной работы над мюзиклом «Метро» - Галина Полиди и Юрий Ряшенцев. Им пришлось сочинять новое либретто: ведь если в Польше Пола Негри – национальная героиня, то в России ее имя не очень известно, и к русской версии нужно было дописать волнующую историю любви.
В Санкт-Петербурге возникли трудности с подбором сцены для новой постановки. По техническим параметрам подошла только сцена ДК им. Ленсовета, но пришлось сломать часть стены, чтобы установить проектор общей площадью 144 кв.м. Сложность в том, проектор устанавливается не перед сценой, а за ней, чтобы транслировать 3D- проекцию на публику.
Несмотря на то, что Януш Юзефович – человек увлекающийся и большой фантазер, он всегда умудряется доводить все свои проекты до конца, а мечты - воплощать в реальность. В течение нескольких месяцев он заряжал своей энергией всю постановочную группу и в итоге все состоялось.
Именно с Юзефовича в России началась эпоха мюзиклов - с его знаменитого мюзикла «Метро», за который он был удостоен российской театральной премии «Золотая маска» (лучшая работа режиссёра). С тех пор у Януша не только в Польше, но и в России - своя команда, как он называет DreamTeam (команда-мечта) и многочисленные поклонники.
«POLA NEGRI» - не только захватывающее дух шоу: помимо воссозданных в натуральную величину (в формате 3D) тихоокеанских лайнеров, голливудские студии, океанские и высокогорные просторы, невероятные фонтаны, мосты…, на сцене - еще и живые лошади, автомобили и самолёт. Реальность исчезает, растворяется в виртуальном мире, появляется вновь, пораженная публика то снимает, то надевает очки, чуть ли не щиплет себя, чтоб удостовериться, правда ли то, что происходит. Премьеру в ДК им. Ленсовета по праву можно считать мировой, так как на сцене - абсолютно новая история, отличная от первоначальной идеи Януша Юзефовича. Поляки, приехавшие на премьеру, были так восхищены проникновенностью и пронзительностью русской версии, что решили свой мюзикл тоже изменить. В русском либретто главной сюжетной линией послужила любовь актрисы Полы Негри (Теона Дольникова/Ирина Медведева/Светлана Вильгельм-Плащевская) и режиссера Эрнста Любича (Максим Леонидов/Гоша Куценко/Иван Ожогин). Судьбоносная встреча двух талантливых людей зажгла в их сердцах любовь, но так и не смогла объединить их пути. Было много встреч, много прекрасных фильмов, но оба прошли мимо главной любви всей своей жизни, своего счастья. В финале постаревшая актриса (Валентина Кособуцкая) вздыхает: «Счастье всегда где-то рядом, жаль, если мы не узнаем его…».
«Эта грустная нота, - говорит поэт Юрий Ряшенцев, - и делает всю эту историю интересной и уникальной».
Помимо технического чуда зрители мюзикла получают яркий эмоциональный заряд, смеются, грустят, сопереживают, то есть происходит другое чудо - настоящего театра. Когда в самом начале спектакля маленькая Полита (Евдокия Малевская) обращается с молитвой к своему ангелу-хранителю, прося его полететь к маме и папе, потому что они взрослые, им труднее, многие зрители снимают очки, чтобы вытереть слезы – до того пронзителен этот музыкальный номер. Когда Пола (Теона Дольникова) поет на верхней палубе огромного океанского лайнера, а Пола и Эрнст (Гоша Куценко) бороздят на крошечном самолетике бескрайние просторы воздушного океана, у зрителей в зале буквально захватывает дух, и то и дело раздаются восхищенные аплодисменты.
История интересна еще и тем, что художественный вымысел опирается на реальные факты биографии актрисы, документальные фотографии Полы Негри, отрывки из фильмов с ее участием.
Мюзикл – дело рук многочисленной русско-польской команды художников-постановщиков, педагогов по хореографии и вокалу, ассистентов по свету и звуку, гримеров и бутафоров. Продюсеры не поскупились и не урезали бюджет постановки, так что зрелище получилось вполне достойным.
Янушу Юзефовичу и хореографу Барбаре Деске удалось почти невозможное: за короткое время собрать замечательный ансамбль певцов и танцоров из студентов и выпускников различных театральных вузов Петербурга. В результате - все массовые сцены мюзикла – на высоком европейском уровне.