Последний из могикан

Пьеса драматурга Олега Богаева «Русская народная почта»,  премьера которой состоялась в Театре МОСТ, была написана в конце девяностых годов, когда в живых оставалось достаточно ветеранов Великой Отечественной войны, все еще дожидавшихся лучшей жизни – той, за которую боролись и воевали. Поколению, вынесшему на своих плечах невзгоды и катаклизмы двадцатого века, тяжелее всего далась старость и немощность. Не смерть страшила - неумолимое одиночество. Над смертью они всю жизнь подсмеивались. Вот и режиссер Георгий  Долмазян,  поддерживая ветеранов, в своем спектакле тоже иронизирует, выставляя смерть на посмешище. В прологе Смерть (Юлия Вергун) является в образе непотопляемой телеведущей Елены Малышевой, радостно вводящей зрителей в курс дела: объясняя, почему Иван Сидорович Жуков (Сергей Шенталинский) пишет письма сам себе.

Оказывается, жена Ивана Сидоровича работала на почте и притаскивала домой пустые конверты и бланки телеграмм. После ее смерти, когда в один момент поломались телевизор и радио, наш герой сильно затосковал и нашел-таки применение почтовым принадлежностям – затеял переписку со всеми, кого знал, включая знаменитостей «из  телевизора». Сегодня, когда письма приходят не в конвертах, а по электронной почте, общение переместилось в виртуальное пространство, так что, можно считать Ивана Сидоровича «последним из могикан», поддерживающим взаимную переписку и использующим всамделишный почтовый ящик.

И хотя драматург Олег Богаев намеренно присвоил своему герою имя маленького «Ваньки» из щемящего рассказа Антона Павловича Чехова, в котором маленький Жуков жалуется «на деревню дедушке», омывая письмо горькими слезами, спектакль в Театре «Мост» получился не столь драматичным, сколь фантасмагоричным.  

Пишет ветеран войны и труда, вдовец Иван Сидорович Жуков разным людям и от имени адресатов сам же себе и отвечает. Помимо друзей детства и юности, Иван Сидорович ведет переписку с Владимиром Ильичом Лениным(Евгений Панферов)  и Королевой Англии Елизаветой Два (Екатерина Алексашина),  с артисткой Любовью Орловой (Марианна Лемешко) и директором Центрального Телевидения и многими другими, благо, конвертов и времени много, пиши – не хочу.

Угораздило  же старика Жукова родиться под Новый год! В соседних домах гипнотически мерцают голубые экраны, слышится звон бокалов, люди  организованно веселятся под  новогодние «Огоньки», тут и там вспыхивают праздничные фейерверки (художник Андрей Бутяев), а утеплившегося Ивана Сидоровича (мерзнет старик, что поделать) со всем его нехитрым скарбом вывозят на авансцену в тележке из супермаркета. Неуютно, неудобно, горько.  

И только публика сочувственно затихает, приготовившись пустить слезу, как трагедия сменяется комедией абсурда. Прекрасная Елизавета Два (Екатерина Алексашина),  меняя подобающие случаю и статусу костюмы, кокетничает с Иваном Сидоровичем и мечтает выйти за него замуж:  «Скучала я как-то на четвертом этаже своего корабля и вдруг увидела по телевизору, Ивана Сидоровича, играющего на гармошке. Закричала я на весь пароход: вот он, мой единственный…».

Сопровождают Королеву, как  положено, британские гвардейцы в знаменитых лохматых черных шапках. Абсурд крепчает: уже Ленин с Елизаветой, по ходу пьесы, оспаривают друг  у друга право на жилплощадь Жукова. Иметь свою часть в квадратных метрах в крохотной ветеранской квартирке также изъявляет желание звезда киноэкрана Любовь Орлова (Марианна Лемешко), своим приходом осветившая скромную жизнь Ивана Сидоровича. Любовь Орлова в подслеповатых старческих глазах сильно напоминает Наденьку из "Иронии судьбы". В массовке вокруг Вани Жукова задействованы еще дворники-таджики и внебрачный сын Гитлера.

И так Иван Жуков хорош, так всем люб, что даже сама Смерть решает его одарить: «Живи, Ваня, вечно!».

Много забавных сценок придумал режиссер Георгий Долмазян. Чего стоит явление перед главным героем Президента страны, когда в зал влетают суровые охранники и, строго контролируя малейший шорох и движение в публике, предваряют и охраняют невидимость Самого, вещающего откуда-то из глубин (или высот), заботливо интересующегося жизнью рядового ветерана. Иван Сидорович, навытяжку, бодро рапортует, как хорошо ему живется: «Все есть – газ, вода, холодная по понедельникам... Господин Президент, я еще могу служить процветанию, вашей… нашей Отчизны!».

«Русская народная почта» - спектакль сопереживаний, мыслей и эмоций, за которыми, собственно, нормальный зритель и приходит в театр. В театр МОСТ, в том числе.