Лавина – природное явление, настолько страшное катастрофическими последствиями, настолько необъяснимое и пугающее, что после ее обрушения (схода) на долгие века в памяти уцелевшего народа хватает преданий, легенд, мифов. Все непонятное люди, как водится, домысливают и объясняют по-своему, придумывая условные правила и законы, нарекая внукам и правнукам неукоснительно им следовать.
В пьесе турецкого драматурга Тунджера Джюдженоглу «Лавина» рассказывается об одном горном селении, в котором соблюдают жестокий закон тишины. На девять долгих месяцев в году жизнь сельчан замирает в ожидании лета, когда три месяца им будет разрешено кричать, смеяться во весь голос, стрелять на охоте, играть свадьбы, рожать детей и т.д. Они абсолютно уверены в том, что малейшее неповиновение хотя бы одного человека, нарушившего обет молчания, приведет к массовой гибели из-за схода лавины.
Рекомендую приобрести в театре очень информативную программку спектакля – в ней, помимо перечня действующих лиц, приведен ряд важных сведений, помогающих изучить и понять историю вопроса – откуда берет начало многовековое заблуждение, трагически мешающее людям нормально жить.
Режиссер Сойжин Жамбалова соткала поэтическое, музыкальное (композитор Дахалэ Жамбалов), красивое (художник Натали Кейт-Пангилинан) и очень пластичное (хореограф Мария Сиукаева) завораживающее полотно.
Артистам театра «Шалом», как все давно убедились, по плечу любой жанр - от притчи до драмы от комедии до трагедии. И особенно прекрасно и удивительно, что каждая премьера зажигает новые яркие звезды на театральном небосклоне. В «Лавине», например, невозможно глаз оторвать от молодой пары (Александра Ахметзянова и Федор Бычков), чьи герои готовятся явить свету своего первенца, собирающегося, к ужасу родных и близких, покинуть живот матери раньше срока.
У героев спектакля нет имен, ибо притчам они не требуются. Бытописания на сцене нет, есть иносказание – повсюду обледеневшая, остановившаяся на время жизнь. Среди обледенения (даже стулья и пианино), среди огромных свисающих сосулек есть одна, которая начинающейся капелью предвещает весну. Ее капли собираются в таз, и пока он не наполнится, никто не имеет права нарушать древний закон. «Преступников» ждет смертная казнь. Так, много лет назад, погиб брат Пожилого мужчины (Григорий Каганович), одержимый желанием сорваться и закричать. Он не смог дотерпеть всего несколько дней до весны. У другой пары молодоженов, готовящихся стать счастливыми родителями, начались преждевременные роды, Беременную (Елизавета Потапова) замуровали в каменный гроб, чтобы ни она, ни рождающийся младенец не издали ни звука. Через полвека ситуация повторяется. Что ждет несчастную будущую мать и ее нерожденного младенца?
Страх парализует волю, никто не в силах ослушаться. Глава общины (Дмитрий Цурский) и Повитуха (Алина Исхакова) сурово провозглашают решение Совета. Пожилая женщина (Светлана Свибильская) уговаривает охваченную ужасом перед неминуемой казнью семью: «Самые жестокие законы – все равно для счастья людей».
Безвыходность и горькая безысходность накрывают не только действующих лиц, но и зрителей. Невозможно не сочувствовать молодым людям, так нежно и трогательно прячущимся в объятиях друг друга, как оленята цепляющимся шеями и замирающими в забытьи. Они мечтают, как летом они спустятся в долину, чтобы там жить долго и счастливо, не терзаясь суровым молчанием, но… как дотерпеть до весны?
Режиссер Сойжин Жамбалова выстраивает неторопливые крупные планы, позволяющие подолгу задерживать взгляд на каждом персонаже. Так делали лучшие режиссеры – шестидесятники в своих телевизионных фильмах и спектаклях - Петр Наумович Фоменко и Анатолий Васильевич Эфрос.
На два пальца не хватает до необходимого уровня воды в тазу, бесстрастные блюстители многовекового уклада вместе с этой водой готовы выплеснуть и мать, и ребенка, а ведь слово МАМА было подарено людям задолго до возникновения человеческой речи. «Ма – самое главное и простое, что может сказать младенец…».
Спасибо создателям спектакля за мысли и чувства, рождавшиеся по ходу действия, за работу души и сердца.
фото: Ксения Шабунина, Марк Еленцов