Театр му­зы­ки и по­э­зии под ру­ко­вод­ством Елены Кам­бу­ро­вой, до­ба­вив в ре­пер­ту­ар новый спек­такль «Вот вам, в сотый раз, Рос­сия...», взял на себя про­све­ти­тель­скую функ­цию, пе­ре­ра­бо­тав за­пис­ки пу­те­ше­ствен­ни­ка Ас­толь­фа де Кю­сти­на в дра­ма­тур­ги­че­ский текст. На­зва­ни­ем для но­во­го спек­так­ля по­слу­жи­ла стро­ка из его книги.
http://www.bilettorg.ru/userfiles/image/Kamburovoy/64568.jpg

 

Что может быть увле­ка­тель­ней пу­те­ше­ствий и рас­ска­зов о них че­ло­ве­ка на­блю­да­тель­но­го, ост­ро­ум­но­го и пря­мо­душ­но­го? Се­год­ня все ту­ри­сты, даже те, кто лишь раз в жизни вы­брал­ся на пляжи Ан­та­лии, счи­та­ют себя бы­ва­лы­ми пу­те­ше­ствен­ни­ка­ми. Но вот от­пра­вить­ся пол­то­ры сотни лет назад, да на пе­ре­клад­ных, да на че­ты­ре ме­ся­ца из ев­ро­пей­ской Фран­ции в самую глу­бин­ку неиз­вест­ной Рос­сии, на ули­цах ко­то­рой дре­му­чие ино­стран­цы до сих пор опа­са­ют­ся встре­тить мед­ве­дей - для этого дей­стви­тель­но на­доб­на сме­лость, даже от­ва­га и уж непре­мен­но неза­ви­си­мость.

http://www.moscow-tickets.ru/images/upload/events/kamburova_votrossia.gif

Мно­гие ли из нас чи­та­ли за­мет­ки фран­цуз­ско­го ли­те­ра­то­ра Ас­толь­фа де Кю­сти­на, по­дроб­но и ярко из­ло­жив­ше­го свои впе­чат­ле­ния в тру­дах «Рос­сия в 1839 году»? Эту книгу в то­гдаш­ней Рос­сии при­ня­ли в штыки, да и в Со­вет­ской Рос­сии не при­зна­ва­ли и не из­да­ва­ли. На Руси все­гда лю­би­ли па­рад­ные порт­ре­ты, ис­кус­ство слу­жи­ло лишь затем, чтобы укра­шать покои и баль­ные залы, услаж­дать слух и ра­до­вать глаз. Ве­ли­ка Рос­сия и силен в ней дух ве­ли­ко­дер­жав­ный, и во все вре­ме­на люди пы­та­лись от­ве­тить на во­прос, что же это на самом деле за ве­ли­кая стра­на? Раз­мыш­лять о судь­бах Рос­сии доз­во­ля­лось толь­ко двор­цо­вым ис­то­ри­кам и ли­те­ра­то­рам, все про­чие впа­да­ли в неми­лость, ссы­ла­лись с глаз долой, в этом смыс­ле фран­цуз­ско­му пу­те­ше­ствен­ни­ку по­вез­ло: он вер­нул­ся к себе домой и спо­кой­но по­ве­дал о том, что видел, вы­звав воз­му­ще­ние, обиду и гнев рус­ских со­вре­мен­ни­ков. В пре­ди­сло­вии автор на­пи­сал: «Пу­те­ше­ствен­ник не толь­ко не сгу­стил крас­ки и не пре­уве­ли­чил раз­ме­ры зла, но, на­про­тив, боясь, что ему не по­ве­рят, умол­чал о мно­же­стве до­сто­вер­ных фак­тов, куда более от­вра­ти­тель­ных, неже­ли те, что при­ве­де­ны в книге…». Де Кю­стин всею душой пы­тал­ся по­нять Рос­сию, он жил вме­сте с ней в будни и в празд­ни­ки, видел по­хо­ро­ны и кре­сти­ны, сидел за дру­же­ским сто­лом, на­блю­дал рус­ских за ра­бо­той и на от­ды­хе, слу­шал песни, за­пи­сы­вал обы­чаи. Его книга - вовсе не кри­ти­ка, а по­пыт­ка осмыс­ле­ния, хотя с лег­кой руки Тют­че­ва пошло: «Умом Рос­сию не по­нять…».

http://uploads.chekhoved.net/uploads/image/_o/25337.jpg

С болью ду­мать и го­во­рить о Рос­сии могут лишь под­лин­ные пат­ри­о­ты, взять­ся за такой ли­те­ра­тур­ный ма­те­ри­ал спо­соб­ны лишь люди с твер­дой граж­дан­ской по­зи­ци­ей. Ав­то­ры ин­сце­ни­ров­ки ре­жис­сер Олег Куд­ря­шов и ху­до­же­ствен­ный ру­ко­во­ди­тель те­ат­ра, ак­три­са и пе­ви­ца Елена Кам­бу­ро­ва по­пы­та­лись со­еди­нить в спек­так­ле иро­ни­че­скую, уди­ви­тель­но ак­ту­аль­ную прозу пу­те­вых за­ме­ток фран­цу­за Де Кю­сти­на и бес­страш­ный «Рек­ви­ем» рус­ско­го поэта Анны Ах­ма­то­вой, на­пи­сан­ный ровно через сто лет – в 1939-м году. А, чтобы спек­такль о Рос­сии стал объ­ем­ней и объ­ек­тив­ней, на­пол­ни­ли его сти­ха­ми рус­ских по­этов XIX – XX веков: Алек­сандра Пуш­ки­на, Мак­си­ми­ли­а­на Во­ло­ши­на, Да­ви­да Са­мой­ло­ва, Вик­то­ра Сос­но­ры и, ко­неч­но, на­род­ны­ми пес­но­пе­ни­я­ми.

Спек­такль со­ткан на живую нитку, он слов­но рож­да­ет­ся прямо тут, в шаге от зри­те­лей, ко­то­рых к слову уме­сти­лось в уни­каль­ном кро­шеч­ном зале всего три ряда. Без вся­ко­го сце­ни­че­ско­го по­ди­у­ма буд­нич­но и про­сто на фоне бе­ло-по­ло­са­тых вер­сто­вых стол­бов рас­кру­чи­ва­ет­ся ко­ле­со ис­то­рии (ху­дож­ник Нина Кли­мов­ская), здесь поют, сме­ют­ся и пла­чут о Рос­сии. Удив­лен­ные ре­пли­ки ино­стран­ца (пре­крас­ная живая ра­бо­та Дмит­рия Ку­лич­ко­ва) пе­ре­кры­ва­ют­ся бо­же­ствен­ным пе­ни­ем Елены Кам­бу­ро­вой и со­ли­стов те­ат­ра (му­зы­каль­ный ру­ко­во­ди­тель Олег Син­кин). «Рус­ские не умеют ба­сто­вать про­тив угне­те­ния, но взды­хать и сто­нать они умеют». - Де Кю­стин го­во­рит еще о том, что рус­ские песни «не толь­ко унылы, но и ме­ло­дич­ны, а в хо­ро­вом ис­пол­не­нии они при­об­ре­та­ют свя­тость, ре­ли­ги­оз­ность…».

http://media.theatre.ru/photo/64546.jpg

Нега­ти­ва в рос­сий­ской жизни много, все­гда труд­нее го­во­рить горь­кую прав­ду, чем хва­лить и за­кры­вать глаза на недо­стат­ки. Но, на то и Театр песни, в ко­то­ром поют стихи как мо­лит­вы, и фи­наль­ной силь­ной нотой зву­чит "За­кля­тье о рус­ской земле" (сти­хо­тво­ре­ние Мак­си­ми­ли­а­на Во­ло­ши­на), чтобы в итоге все стало хо­ро­шо - на это упо­ва­ют со­зда­те­ли спек­так­ля.

https://www.teatrall.ru/teatr/teatr-muzyiki-i-poezii-pr-e-kamburovoj/4904-vot-vam-v-sotyij-raz-rossiya/#