В легендарное имение, что действительно находится «всего в двадцати верстах от города», под вечер стали собираться зрители. Гостей встречал Губернаторский оркестр московской области.

Накрытые белыми скатертями столики с шампанским и вишней (вишня была необыкновенно сладкой) располагали к неторопливым беседам об искусстве в ожидании начала спектакля. В театральном павильоне, построенном в 1882 году, экспонировались костюмы из знаменитых спектаклей МХТ начала прошлого века, в саду были расставлены портреты Станиславского, Мейерхольда, Качалова, Москвина в знаменитых образах, и лучи солнца сверкали на лицах великих.

В этот теплый ясный день посреди дождливого холодного лета все пришли в прекрасное расположение духа и отправились к главному месту действия. Как такая потрясающая идея никому в голову не пришла: впервые в истории театра в первой сцене «Вишневого сада» - та самая веранда, где Лопахин (Антон Хабаров) с Дуняшей (Александрина Питиримова) ожидают приезд Раневской.

Дуняша суетится, бегает, прибирается. Лопахин поправляет новый пиджак, волнуется, стараясь не глядеть в сторону ворот. «Едуууут!», - во двор въехала повозка с лошадьми, и все кинулись встречать. Зрители тоже повставали с мест, ощущение того, что «действительно все происходит здесь и сейчас» - восхитительное.

Спектакль продолжается. Раневская (Карина Андоленко) растроганно оглядывает старый дом. Лопахин, затаив дыхание, любуется ее женственным профилем на фоне окна и надеется, что она позовет. Варя (Наталья Шклярук) напрасно ждет, когда Лопахин вспомнит про нее.

Про Фирса (Виктор Шутов) все, разумеется, забыли. Станиславский был бы доволен. Все переживают, и даже погода слегка всплакнула, засмотревшись. Пока одни гости доставали зонты, другие поспешили в сад за Фирсом: «Барыня там будут кушать, пожалуйте туда…».

Под тентом ждут сладости и самовар . Еврейскому оркестру, наяривающему бодрые мелодии, пришлось переместиться под тент, чтобы не замочить свои скрипки. Пока гости согревались напитками, дождь отыграл свою роль и ушел.

Публику пригласили на другой зрительский помост, с которого можно наблюдать, как Гаев (Александр Тютин) играет в бильярд, целя «желтого в середину». Гостям удалось прослушать целую лекцию о старинной игре с демонстрацией точных ударов кием.

После того, как Шарлота Ивановна вывела дрессированного пуделя, а Раневская красиво отпила «кофий», в идиллию нарушил бестактный "вечный студент": «Здравствуйте, Любовь Андреевна, помните меня? Я – Петя Трофимов, учитель Гриши…». Раневская, сразу обмякнув, ушла вглубь сада горевать о своем погибшем мальчике.

В это время Лопахин настойчиво пытается спасти от разорения непрактичное семейство. Бегает по реальному вишневому саду и кричит, как он прекрасно придумал – вырубить и вывезти этот «вИшневый сад по реке Клязьме». «ВишнЁвый», – холодно поправляют удачливого предпринимателя последние представители дворянского класса, церемонно идя ко дну…

На сцену выходит «слегка пьяный прохожий», которому Раневская, не найдя в сумочке серебряной мелочи, подает золотой под испепеляющим взглядом Вари. И тут Сергей Безруков снимает с головы картуз случайного прохожего и предлагает Лопахину не вырубать пока деревья, а "посадить прямо сейчас еще парочку вишен".

«Летний фестиваль губернских театров открыт. Все в сад, господа!»

 

материал будет опубликован в августовском номере журнала "Театральный мир"

http://m-g-t.ru/presse/13022