В театре им. Сергея Есенина дают «Карамазовых» в постановке режиссера Ярослава Шевалдова по мотивам романа Федора Михайловича Достоевского. Если вы готовы выдержать четырехчасовую бродилку за героями Достоевского, вам – сюда. Будет интересно.
В спектакле много плюсов и столько же минусов, режиссура, как и актерские работы, местами радуют, местами удивляют, порой напрягают, но каждый зритель способен воспринимать подачу материала по-своему, в зависимости от своего бэкграунда, личного отношения к театру вообще и творчеству Достоевского, в частности.
Публику при входе делят на две группы: «Скептики» и «Странники», каждая половина зрителей проходит по заданному маршруту. Иммерсивный спектакль – жанр не новый, но в данном случае особенно интересен тем, что, следуя за героями, можно побродить по интерьерам уникального памятника архитектуры – особняку восемнадцатого века. В усадьбе купцов Мухиных с 1899 года располагается библиотека им. Пушкина (между прочим, первым попечителем учреждения стала старшая дочь поэта Мария Гартунг), до сих пор поражает целостность и красота ажурных чугунных лестниц и старинных каминов, резных деревянных дверей и лепнины потолка.
Режиссер Ярослав Шевалдов также является автором инсценировки и художником-постановщиком. С инсценировкой спорить бессмысленно – роман столь объемен и глубок, что в любом спектакле, независимо от продолжительности, раскрыть его невозможно, поэтому каждый режиссер выбирает для себя главное, о чем хочет высказаться. Сценография «Карамазовых» условная, где-то ей исторические интерьеры помогают (самая красивая сцена – в старинной зале с камином у Катерины Ивановны),
где-то мешают, свечи-ладанки-иконы-посуда – все работает на идею, костюмы придуманы и сшиты неплохо, важной деталью постановки становится трагический красный цвет, реплики которого в каждом костюме, в каждой сцене. Красный цвет тревожит, напоминает о трагедии, о крови, которая роднит героев и разделяет их, делая кровными врагами.
Первое действие, несмотря на громоздкость (почти два часа сорок минут, что совсем не физиологично для зрителей), увлекает, благодаря некоторым актерским работам. Самая большая удача спектакля – Тимур Бурин в роли Смердякова. Хочется увидеть другие работы этого артиста, настолько он органичен и пластичен в роли мерзавца.
Убедительна сразу в нескольких ролях актриса Светлана Судомир (Странница, Хохлакова и Трактирщица). Хороша Ольга Гончарова в роли влюбленной благородной Катерины Ивановны. Она могла бы быть прекрасной Грушенькой, но эту роль режиссер почему-то отдал актрисе Анне Сардановской, выглядящей вполне домашней аппетитной барышней.
Разве может такая Аграфена вызывать столь роковые страсти у порочных мужчин, хотя у таких, как в этом спектакле – суетливо крикливый и кривляющийся Федор Павлович Карамазов (Ильдар Аллабирдин), непрошибаемый Дмитрий Карамазов (Сергей Зайцев) и совсем уж комичный Пан Муссялович (Андрей Лушников), наверное, может.
Алеша Карамазов (Илья Алаев) – очень симпатичный молодой человек, но от него, в отличие от героя Достоевского, почти ничего не зависит. Он тут такой – зритель / слушатель, не более.
Несколько обескураживает затянутость и натянутость сцен:
в трактире, где разыгрывается драматургический опус Ивана Карамазова (Илья Роговин) о «великом инквизиторе»,
в сцене с цыганами (самодеятельность) и на суде.
Из последней сцены состоит все второе действие, которое сильно утомляет, несмотря на небольшую, по сравнению с первым, продолжительность.
Порадовала реакция зрителей, особенно в финале. Молодежь аплодировала, стоя, что внушает надежду, что театр жив и будет жить.
«Идите в театр и умрите в нем, если можете!».
фото Ларисы Каневской