https://scontent-arn2-2.xx.fbcdn.net/v/t31.0-8/12184161_905443432836527_8267473479265602095_o.jpg?_nc_cat=100&_nc_ht=scontent-arn2-2.xx&oh=806f39a4e3a8c6bf29992cde2fb3cdbc&oe=5D15C78C

В июне 2015 года творческая Лаборатория Театра Наций прошла в Кинешемском драматическом театре. Лаборатория – важнейшая часть совместной с Министерством Культуры РФ Программы поддержки театров малых городов России, которая проводится уже несколько лет. Художественный руководитель Театра Наций, народный артист России Евгений Миронов не раз отмечал, что в городах, где действует хотя бы один театр, уровень культуры заметно выше. На культуру в нашем государстве всегда выделялось недостаточно средств, а в сегодняшнее непростое кризисное время многие театры, особенно, провинциальные, существуют почти на одном энтузиазме. Для таких театров, не имеющих возможности устраивать своим актерам курсы повышения квалификации, платные тренинги, чрезвычайно важны Семинары-Лаборатории. Тренинг – обязательное условие для профессиональной успешности, а Лаборатория Театра Наций, помимо основной практики, предоставляет теоретическую базу, возможность для самостоятельных тренировок. Традиционно Лаборатория организуется следующим образом. Из Москвы приезжает команда молодых режиссеров и педагогов. Педагоги по сценической речи и сценическому движению преподают участникам интенсивную теорию и практику. Режиссеры  репетируют эскизы будущих спектаклей по выбранным театром пьесам. Возглавляют творческую команду Лаборатории Олег Лоевский, арт-директор, театральный критик, и Елена Носова, помощник художественного руководителя Театра Наций, куратор Программы.

В Кинешемском театре столь интенсивной деятельности поначалу не ожидали, и первый день актеры и технические службы театра провели даже в некоторой растерянности, но потом с удовольствием втянулись и активно принимали участие во всем. Каждое утро начиналось с занятий в «школе актерского мастерства» у практикующего руководителя школы профессионального актерского тренинга, педагога Александры Дзюбы (артист театра Романа Виктюка), затем труппа дружно работала над сценической речью под руководством педагога Театрального колледжа Олега Табакова Мариной Гарсия-Солано. После небольшого перерыва молодые, но известные режиссеры Михаил Заец, Кирилл Сбитнев и Георгий Цнобиладзе разбирали "своих" актеров (распределение по ролям заранее было определено художественным руководством театра) и до позднего вечера репетировали с актерами новые пьесы.

Четыре полноценных дня Кинешемский театр жил в таком плотном творческом графике. Пока шел рабочий процесс, корреспондент журнала «Театральный мир» задала несколько вопросов художественному руководителю театра Ивану Соловову:

https://scontent-arn2-2.xx.fbcdn.net/v/t31.0-8/12194584_905443949503142_4660924240328030370_o.jpg?_nc_cat=108&_nc_ht=scontent-arn2-2.xx&oh=721e3e4043414e34ca2e80027fc2ac1c&oe=5D4A35EE

- До того, как стать главным режиссером Кинешемского драматического театра, вы прошли неординарный путь - от рядового матроса до президента известной кинокомпании. Какие года и люди оказали на вас самое большое влияние?

- В плане творческого опыта было бесценно начало девяностых годов. Тогда открылись все двери, можно было снимать любое кино, не оглядываясь на цензуру. Фильмов снимали даже чересчур много, а вот с 2000-го по 2007-й год в кинокомпаниях произошел качественный скачок, который был отмечен российскими и международными кинофестивалями.

Я очень благодарен своей судьбе за знакомство с замечательными людьми. Решающую роль в моей жизни сыграл Сергей Апполинарьевич Герасимов, ведь в юности я не мечтал быть режиссером, а хотел стать моряком дальнего плавания, поступал в херсонскую мореходку, потом - в военно–морское училище на факультет журналистики. Однажды к нам в училище с фильмом «Дочки-матери» приехал сам Сергей Апполинарьевич. Я опоздал и встретил в фойе клуба Герасимова: «Ну что? Опоздал? Садись, поговорим, чего на фильм смотреть, потом сам поглядишь…». Два часа мы с ним проговорили, и он посоветовал мне идти во ВГИК. Я окончил сценарный и режиссерский факультеты, и моя жизнь закрутилась. Большую роль в моей жизни сыграл Виктор Павлов, мой друг, о чем я всегда с гордостью говорю. Он водил меня в театр Ермоловой, в Малый театр, в театр Моссовета. В театре на Таганке, благодаря Боре Хмельницкому, я тоже все пересмотрел. Я часто бывал за кулисами, не раз беседовал с Владимиром Высоцким, был знаком с Геннадием Шпаликовым. Москва семидесятых годов была такая театральная, студийная, и к театру я постоянно стремился, но как-то все не получалось. Не то, чтобы я не мог туда попасть, просто душа требовала большего размаха. Но театральных артистов я все равно считаю лучшими: на них весь кинематограф держится. В театре артисты находятся в постоянном тренинге, в работе, в форме.

- А творческие кумиры у вас были?

- Безусловно! Тарковский, Герасимов…

- Иван Иванович, а какие спектакли тогда потрясли вас как зрителя?

- В молодости меня потряс спектакль театра им. Моссовета «Глазами клоуна»…

- С Геннадием Бортниковым…

- Да, и «Петербургские сновидения» («Преступление и наказание») тоже с Бортниковым и Тараторкиным. Вообще, Театр Моссовета и Таганка меня сильно будоражили. Через Борю Хмельницкого я познакомился не только с Владимиром Высоцким, но и с Валерием Золотухиным, Ниной Шацкой, Ваней Дыховичным. Не то, чтоб я хвастаюсь, но они действительно сыграли для меня важную роль …

- Помимо того, что вы часто ходили в театр и много общались, вы снимали в год по несколько фильмов. Когда же вы все успевали?

- Я – очень мобильный, успеваю потому, что не люблю отдыхать, выходные я просто ненавижу, а праздники для меня – катастрофа. Весь прошлый год, пока у нашего Кинешемского театра был отпуск, я не уходил из театра - читал, планировал, искал…

- Вы ведь как раз мечтали в театре работать…

- Да, точно, и, знаете, я счастлив, что могу сейчас окунуться в театральную жизнь, как когда-то мечтал, могу попробовать что-то воплотить. Я недавно перечитывал Всеволода Мейерхольда. Помните, раньше были жесткие ограничения в жанрах - драма, опера, балет? Мы всегда загоняли себя в рамки тарификационных справочников. Кинооператору, например, будь он семи пядей во лбу, нельзя было работать режиссером. Я счастлив, что сегодня эти грани стираются. Порой в провинциальных театрах приходится слышать: «Ну, это у вас в кино все было можно, а в театре так нельзя…». Потом начинаем делать, оказывается, и в театре возможно. Есть свои плюсы везде, почему бы их не использовать?

- Что вы скажете о Кинешемской труппе. В театре ведь приходится работать с тем, кто есть. Насколько это сложнее или проще?

- Интересно именно тем, что сложнее работать: ты ограничен рамками труппы, об амплуа говорить не приходится, идешь на компромиссы перед самим собой. Понятно, что актерам здесь платят мало, все стремятся в центр, в Москву, хотя и в Москве полно безработных. Некоторые считают, что играют за пятнадцать тысяч на пятнадцать тысяч, а вот как попадут в Москву на сто тысяч, так там и выдадут на все сто. Я пытаюсь им объяснить: если вы здесь плохо играете за пятнадцать тысяч, то и где угодно будете плохо играть даже за пятнадцать тысяч евро, потому что вы ничего из себя не вытаскиваете. Если не будете двадцать четыре часа в сутки актером, вы никогда им не будете.

- Как вы выбираете пьесу для постановки?

- Выбор пьесы очень зависит от зрителя. В Кинешме – специфическая публика, она не все воспринимает. Арт-хаус здесь показывать бесполезно, будет провал. Можно сделать фестивальный спектакль, но если кино хотя бы получает прокат, то спектакль, дай Бог, получит несколько дипломов. Фестивальная тема – хорошо: работа с новым театральным языком и пр., но в наше время (во мне же еще говорит и продюсер) приходится плясать от зрителя, а потом от тех актеров, которые есть.

- Что вы ожидали от театральной Лаборатории, когда подавали заявку в Театр Наций на участие в программе?

- У меня есть рабочий план Лаборатории, и я знаю, что итогом Лаборатории будет то, что актеры сыграют почти готовый спектакль. В кинематографе актер встает перед камерой и тоже должен сразу выдать какой-то эпизод. Он не репетирует по два-три месяца, как в театре, нет никакой коллективной читки. Мне очень нравится Лаборатория - методика экстремального создания эскиза, когда из актера вытаскивается все, используются все скрытые возможности. Это как по Юнгу – то, что лежит в бессознательном, мы обычно не трогаем, но в экстремальной ситуации все откуда-то начинает выползать. Я за то, чтобы идти вперед, изучать, смотреть, анализировать и все в копилочку вкладывать, а потом выдавать на сцене. Я вижу, что многие в нашем театре просто счастливы от того, что происходит. Вы сделали великое дело, что приехали. У актеров, буквально, расширились глаза от потрясающих педагогов и режиссеров.  Увидеть столько интересных людей со своими мыслями, со своей спецификой работы - такого у них еще не было. Да, они обычно смотрят гостевые спектакли на фестивалях, проводимых в Кинешме, но самой-то «кухни» не видят. Изредка приезжают московские и питерские режиссеры на постановки, но все это - не системно. Некоторые думали, что сейчас приедут люди из Москвы, прочтут лекцию, немного порепетируют и разойдутся. Они не ожидали, что педагоги и режиссеры будут так выкладываться, вкалывать с утра до ночи, подавать такой пример. Я - в восторге от работы всей вашей команды. Интересно, что у режиссеров - разные театральные школы, разный опыт, я сам хожу у них учусь. Замечателен период самой читки пьес. Казалось бы, раздай роли да иди репетировать на сцену, ан нет, лучше не перескакивать этот важный период, в котором и происходит разбор каждой роли.

- Какова тактика и стратегия вашей театральной деятельности?

- За последний год мы подняли планку в театре очень высоко: спектакли идут на полных аншлагах, чего раньше было только два раза в году - в открытие и закрытие сезона. Не хотелось бы, чтобы эта планка упала и нас прихлопнула, поэтому нужна хорошая драматургия. Мы хотим делать ставку на широкого зрителя, на подростковую аудиторию. В Кинешме много школ, молодежи, а в театре для них пока ничего нет. Здешняя публика привыкла к патриархальности, но мы будем постепенно брать современную драму. Кинешемские зрители перекормлены Островским: все его пьесы по два раза уже ставили. Когда говорят: «Мы - театр Островского и должны открываться Островским», - Я отвечаю: «А что же тогда делать театру Гоголя или Чехова? Гонять пять пьес по кругу?». В какие-то моменты это идет даже во вред актерам: штампы, мизансцены в стиле семидесятых годов. А мне хочется настоящее соединить с завтрашним…

Одним из условий работы Лаборатории являлся вольный выбор режиссером любого помещения в театре. Опытный режиссер Михаил Заец решил репетировать и показывать комедию «Зрителям смотреть воспрещается» на большой сцене, то есть, рассадить зрителей не в зале, а по обратную сторону занавеса. Тема пьесы – интриги театрального закулисья, так что выбор – вполне логичен, да и зрителям всегда хочется заглянуть за занавес.

https://scontent-arn2-2.xx.fbcdn.net/v/t31.0-8/887365_905443512836519_66321958198389595_o.jpg?_nc_cat=108&_nc_ht=scontent-arn2-2.xx&oh=826ea15ecb115278044110e46890757e&oe=5D0193A4

Пространство сцены нарочно уплотнили разными декорациями. Режиссер с удовольствием использовал разнообразную бутафорию, всевозможные световые и звуковые эффекты, дым и даже снег. Костюмы из подбора взяты самые яркие, крикливые. Актерам поставлена задача: по возможности, переигрывать, форсировать звук в традициях старого театра, что они с энтузиазмом и сделали, увлекшись игрой «театр в театре».

Закулисье оказалось столь привлекательно для публики, что актерам устроили продолжительную овацию. Все получили огромное удовольствие - и актеры, и зрители.

Режиссер Кирилл Сбитнев для эскиза спектакля «Августовские киты» выбрал подвальное помещение, где с потолка капала вода, а мрачные стены наводили тоску и грусть, что явилось подходящим пространством для пьесы о печали старческого одиночества и физической немощи, о которых идет речь в пьесе современного американского драматурга Дэвида Берри.

https://scontent-arn2-2.xx.fbcdn.net/v/t31.0-8/12038579_905443656169838_4807878156590636904_o.jpg?_nc_cat=105&_nc_ht=scontent-arn2-2.xx&oh=f4e4a05819d681eb4c96d526ce23843c&oe=5D49BD49

Актеры старшего поколения Кинешемского театра, довольно редко занятые в репертуарных спектаклях в силу недостатка пьес с возрастными ролями, не могли поверить, что каждому из них выпал почти бенефис, поначалу сомневались, что осилят такие большие роли.

Режиссеру удалось убедить своих актеров. Терпеливый и тактичный подход к процессу репетиций, талантливое решение непростой пьесы привели к достойному результату. Публику чрезвычайно тронула история стариков, не утративших способности любить и верящих, что еще случиться чудо…

Режиссер Георгий Цнобиладзе не сразу нашел пространство для эскиза спектакля «Малые деньги», наконец, он поместил героев пьесы в большое фойе, остроумно обозначив дом, парк  и бар, где происходят события. Георгий с удовольствием репетировал с актером Романом Зареевым, утвержденным на главную роль. Зарев - крепкий актер с режиссерской хваткой, и он точно ухватил образ своего Ясона, молодого человека, страдающего аутизмом, которого мать пытается приучить к самостоятельной жизни.

https://scontent-arn2-2.xx.fbcdn.net/v/t31.0-8/12185242_905443742836496_5068789488408502160_o.jpg?_nc_cat=102&_nc_ht=scontent-arn2-2.xx&oh=9d2a46022695d08b111da8cdac04522f&oe=5D0DA70F

«Малые деньги» - пьеса современного финского драматурга Сиркку Пентола о том, как люди не понимают друг друга, как наивное простодушие принимают за неизлечимую болезнь. В спектакле - много важных мыслей, например, о слепой материнской любви, могущей навредить до смерти, о «малых деньгах», приносящих большое горе. Один из героев сюжета - ребенок, роль которого доверили сыграть мальчику из актерской семьи. Юного артиста тепло приняли зрители.

https://scontent-arn2-2.xx.fbcdn.net/v/t31.0-8/12185209_905443879503149_1515947900460157943_o.jpg?_nc_cat=100&_nc_ht=scontent-arn2-2.xx&oh=dbab61771d653183d26c02cfe227706f&oe=5D4B850E

В дни показов собралось много местных театралов, которым объяснили правила «игры»: после каждого эскиза предстояло обсуждение и голосование. Зрители должны были опустить карточки в одну из коробок с надписью: «Оставить как есть», «Продолжить работу» или «Забыть как страшный сон». Все лабораторные эскизы были одобрены кинешемской публикой,  большинство зрителей проголосовало за то, чтобы оставить спектакли в репертуаре театра.

Послесловие

Директор театра Суркова Наталья Викторовна

- Мы переживали, сомневались, смогут ли наши актеры работать в таком темпе, в таком ритме, как примут спектакли наши зрители, но все увенчалось большим успехом. Это было понятно по тому, как реагировали зрители, как благодарили после каждого спектакля. Естественно, все три спектакля мы возьмем в репертуар нашего театра, тем более, что ситуация в театре, как и во многих провинциальных театрах сегодня такая: нас совершенно лишили дотаций на новые постановки, существенно урезали в заработной плате. И эти три спектакля, не только в духовном плане, но и в материальном, будут хорошим подспорьем для нашего театра. Надеюсь, мы и дальше продолжим наше сотрудничество, и передайте всем вашим режиссерам  и педагогам, что они - большие молодцы!

https://scontent-arn2-2.xx.fbcdn.net/v/t31.0-8/10517424_905443559503181_8880181174477862587_o.jpg?_nc_cat=105&_nc_ht=scontent-arn2-2.xx&oh=b9922f7cb01f18ef1d762ebd7fb1051a&oe=5D04EBF7

Иван Соловов - У нас в театре произошла революция: многие актеры раскрылись совершенно с иной, неожиданной стороны. После тренингов и репетиций они дали такой качественный скачок, что полагаю, теперь готовы к любым подвигам и свершениям. Это для всех оказалось отличной школой, и для меня, в том числе.

 

Материал опубликован в журнале «Театральный мир» № 10 за 2015 год

https://www.facebook.com/media/set/