Детектив о тагильской "Мадонне" Рафаэля.

В 1924-м году в подсобном помещении бывшего господского дома Демидовых, завхоз обнаружил грязную доску со следами живописи и сначала подумал, что это - старая столешница. Но раз на ней были следы живописи, то он, поразмыслив, принес ее в музей и когда доску начали потихонечку отмывать, то сразу поняли, что это, конечно, никакая не столешница, а картина, и сюжет сразу был понятен: «Мадонна, поднимающая кисею над проснувшимся младенцем». Картина была сломана, не хватало одной части. Эту часть с изображением Иосифа нашли чуть позже. Она служила в качестве ступени, на ней были следы от кованых сапог, гвоздей, и общее состояние было удручающим. Но, когда соединили обе части, сразу открылась картина «Святое семейство». Когда отмыли достаточно, увидели надпись на латыни по верхнему краю платья Марии – подпись самого художника Рафаэля, датированную 1509-м годом.

Эта находка стала сенсацией в Нижнем Тобольске. Срочно отправили телеграмму в Москву, в Главнауку, но никто не примчался в отдаленный городок. В начале двадцатого века Нижний Тагил был небольшим поселением возле демидовских заводов, и в Москве не горели желанием поехать в захолустье, чтобы проверить сей невероятный факт. Действительно, откуда было взяться на Урале картине великого Рафаэля?

Спустя примерно год, в командировку на Урал и в Сибирь отправляется Игорь Эммануилович Грабарь. Игорь Грабарь - знаковая персона в искусствоведении и реставрационном деле. И он отправляется как раз для оценки различных произведений искусства и заезжает по дороге, на всякий случай, в Нижний Тагил. Ничего ценного он, конечно не ожидал увидеть: «…Когда в холодную дождливую ночь я ехал с тагильского вокзала, проклиная это вынужденное и явно нелепое путешествие, у меня не было никаких иллюзий на счет предстоявшего наутро посещения музея, где находился новоявленный Рафаэль…».

Но Грабарь был чрезвычайно удивлен и обрадован присутствию в крошечном музее нескольких ценных произведений живописи. Про находку он сказал, что эта картина ему хорошо известна, также как и всем искусствоведам мира, а также он сомневается в подлинности этого произведения, так как знает, что в начале века в разных странах уже ходило несколько копий. Когда Игорь Эммануилович стал изучать этот вопрос, оказалось, что хороших копий было сделано около сорока. Среди них было несколько кандидатов на звание подлинного шедевра Рафаэля. Состояние тобольской картины внушало ему опасение, и он забрал ее в Москву для более тонкой реставрации и изучения, хотя никаких надежд не питал.

История картины

В 1509 году Рафаэль пишет прекрасную мать, поднимающую над проснувшимся младенцем тончайшую кисею, рядом с которой старец Иосиф… Картина в том же 1509 году была помещена вместе с портретом Папы в собор Санта Мария дель Пополо, отчего появилось второе название - «Мадонна дель Пополо». Мадонна при общем негодовании Рима переходит в руки кардинала Сфондрато и оказывается в базилике небольшого города Лорето, обретая новое имя «Мадонна ди Лорето». Следующее упоминание о Мадонне связано с именем Наполеона Бонапарта, который, одержав победу над Северной Италией в 1797 году, требует вывезти ее во Францию в качестве контрибуции. Понятно, что итальянцы не хотели расставаться со своими ценностями. Упакованные картины очень долго находились в подвале монастыря. Когда судно прибыло из Италии во Францию, "Мадонна" оказалась грубой подделкой с еще не высохшими красками. С того времени в мире и начали появляться многочисленные копии этого произведения великого Мастера, но их все же можно было отличить.

В Тагил картина могла попасть только через представителей рода Демидовых. И, скорее всего, в составе коллекции Николая Никитича Демидова, который был захоронен здесь в Выйско-Никольском соборе, а затем взорван вместе с церковью. Находились свидетели, которые утверждали, что видели "Мадонну" на стене церкви, но, поскольку она не являлась православной иконой, ее переместили в дом господского быта. Демидовы из Италии отправляли на Урал лучшие произведения искусства. Николай Никитович Демидов обладал большой коллекцией западноевропейской живописи. Возможно, работа поступила через Анатолия Демидова, князя Сан-Донато, по просьбе которого блистательный Карл Брюллов написал свой шедевр «Последний день Помпеи». Женившись на племяннице Наполеона I Бонопарта Матильде де Монфор, Анатоль мог получить произведение в дар. Впрочем, и Павел Демидов мог приобрести произведение: женившись в 1836 году на блистательной Авроре Шернваль. Павел Никитич вскоре умер, а молодая вдова приехала жить в Нижний Тагил, где была около трех лет. В любом случае, Мадонна как-то оказалась в Нижнем Тагиле.

Три года реставрационные мастерские, созданные Грабарем в Москве, занимались тагильской находкой. По воспоминаниям художников, мастера проходили своеобразную реставрационную школу: все возможные повреждения, какие только могли быть у картины, наличествовали. Механические повреждения, грязь, следы от древесных жучков, множество поздних записей, выполненных масляной краской поверх картины, датируемых восемнадцатым-девятнадцатым веком. Первоначальная живопись выполнена Рафаэлем темперой. Когда сделали рентген картины, обнаружили, что масляная живопись местами разъела темперу, особенно на фигуре Иосифа. В 1925 году Игорь Грабарь написал книгу по итогу работы и изучения этой картины. «Мадонну дель Пополо» окрестили Тагильской Мадонной именно с легкой руки Грабаря. Его книга до сих пор (вот уже девяносто лет) является единственной фундаментальной научной работой, посвященной этому великому произведению.

Что же удалось доказать Грабарю?

Что это произведение относится к началу шестнадцатого века, что оно действительно относится к итальянской школе, и именно школе великого Рафаэля, возможно, написана его учеником, и что это - не копия, так как под красочным слоем были обнаружены наброски, рисунки художника. Было видно, как художник размышлял над расположением фигур, переставлял, например, ножки младенца, а когда художник копирует, ему незачем над этим думать. Были также обнаружены крупинки насыщенной синей краски, которую художник не разводил, а втирал в картину. Подпись тоже была тщательно изучена и не найдено никаких контраргументов против ее подлинности. Исследования были проделаны глобальные, но знак вопроса убрать не удалось.

Картина осталась в Москве и хранилась в запасниках Государственного музея изобразительных искусств им А.С. Пушкина вплоть до 1971-го года, когда было решено передать Мадонну в свердловский (ныне екатеринбургский) музей изобразительного искусства. Нижний Тагил попросил привезти эту картину, когда-то вызвавшую сенсацию на выставку в город для нескольких новых поколений, которые картины не видели, а только слышали легенды. Выставка одной картины вызвала бурю восторгов и эмоций. День за днем выстраивались огромные очереди. Активные жители начали компанию за возврат картины, писали письма с просьбами во все инстанции. При непосредственном участии Министра культуры РСФСР Юрия Серафимовича Мелентьева (бывшего тагильчанина) с 1975-го года "Мадонна" прописана и проживает в Нижнем Тагиле.

Вот уже более пяти веков эта прекрасная картина манит и волнует людей.