Спектакль – хроника, пестрый букет воспоминаний, в котором собраны цветы историй трагических и забавных, общих коллективных,  государственных и очень личных.

Еврейский театр – такой маленький макет большого народа, в котором здорово, причудливо намешано разных национальностей и характеров. Еврейская культура, имея свои особенности и колорит, также неотделима от русской культуры, как и культура татарская, цыганская, белорусская, украинская, французская, немецкая и других народов - тех, кто когда-либо жил и живет в России.

Создатели спектакля, готовясь к большому юбилею театра "Шалом",  не подводят итоги, а  просто осознают свою миссию, восстанавливают справедливость, ибо люди, не узнав и не поняв свое прошлое, не смогут двигаться в будущее.

Спектакль – концерт разыгрывается как по нотам. Ноты реально присутствуют на пюпитрах. Когда  выходит прекрасная Лера Коган, музыкальный руководитель театра, она пожимает, как полагается, руку «первой скрипке» – артисту Геннадию Абрамову, служившему еще в театре ГОСЕТ, и, взмахнув тонкими пальцами, начинает дирижировать "оркестром". Под живую музыку и знакомые песни, которые, к слову сказать, шаломовцы душевно исполняют. «Здесь и сейчас» рождается общая тема - память. «Пробуди память в сердце, расскажи о былом времени! Пусть прозвучит твой стон, столь же горький, как судьба Иерусалима, пусть Господь внушит тебе мелодию, которая даст нам силы страдать!» – хор пленных евреев из оперы Верди «Набукко» пробирает до мурашек.

 

За точку отсчета авторы либретто – художественный руководитель театра "Шалом" Олег Липовецкий и драматург Лара Бессмертная взяли 1948 год. В этот год трагически погиб один из основателей еврейского театра великий Соломон Михоэлс. В этот же год родился старейший артист нынешнего «Шалома» Геннадий Абрамов.  Собирая вместе с артистами воспоминания по кирпичику, беседуя с каждым о детстве, о жизни, об искусстве и Истории, режиссер и драматург выстроили прекрасное здание, в которое теперь с удовольствием заглядывают зрители. И скажу вам, что провести в этом здании почти три часа вовсе не скучно. В нем нет громоздкой мебели или  какого-либо театрального реквизита, нет ничего, кроме черных пюпитров, экрана с видеорядом и фотографиями (художник Ксения Сорокина, видеограф Илья Старилов).  Костюмы – черно-белые, торжественные, с национальными колоритными деталями.

Убийство Михоэлса, уничтожение театра ГОСЕТ, трагическое решение еврейского вопроса, жуткие похороны Сталина, погубившие тысячи людей, желавших проститься с «великим кормчим», фотографии уничтоженных сталинским режимом  великих творцов, сменяются историями семейными или очень личными, откровенными. У кого-то из артистов детство пришлось на шестидесятые, у некоторых на девяностые, а у кого-то – и вовсе на двухтысячные годы. В «Шаломе» сегодня дружно уживаются несколько поколений и театральных школ.

Здесь служат артисты из разных уголков бывшего Советского Союза и нынешней России, из малых и больших городов, у многих слышен родной местечковый диалект, но это абсолютно не напрягает, наоборот, это - так мило и трогательно.

У евреев принято желать дожить до 120 лет, но это – людям. Театру хочется пожелать долгой, ничем и никем не ограниченной творческой жизни!