Александра НАЗАРОВА: "Возраст меня не раздражает. Это я раздражаю возраст..."

- Александра Ивановна, у вас были запоминающиеся роли в киношедеврах «А если это любовь?», «Софья Перовская», «Экипаж». А всероссийская слава к Вам пришла лишь после сериала «Моя прекрасная няня». Не обидно, что известность пришла только с телесериалом и с таким опозданием?

- Абсолютно не обидно! Я совершенно искренне могу сказать, что не очень тщеславна. Мне важно, чтобы работа нравилась мне самой, моим друзьям и людям, к мнению которых я прислушиваюсь. А рейтинг популярности меня мало волнует.

-  Я читала, что актерскую профессию Вы выбрали вопреки своим родителям – известным киноактерам. А почему же они, посвятившие свою жизнь кино, так не хотели, чтобы вы стали актрисой?

- Потому что жизнь актеров тогда была очень тяжелая - они не имели возможности подработать, как сейчас. Многие существовали на грошовую зарплату.

- Окончив Ленинградский театральный институт, Вы оказались в Москве. Чем Вас  тогда привлекла столица?

- Я приехала в Москву, когда училась на последнем курсе института, посмотрела в Центральном Детском театре спектакль Эфроса «Друг мой, Колька!». И сразу влюбилась в постановку, в режиссера, в театр! Для меня это было продолжением того, чему меня учил в институте Борис Зон. Я очень хотела здесь работать. В Питере после выпускного меня звали практически во все театры, но я отправилась на просмотр в Московский ЦДТ. Честно скажу, у меня была коротенькая записочка от Георгия Александровича Товстоногова к директору театра Шах-Азизову с просьбой «обратите внимание». Но все равно я так волновалась, что температура подскочила под сорок. Несмотря на это, проиграла все отрывки из своих дипломных спектаклей. После показа случилось еще важное событие в моей жизни – я вышла замуж. Муж мой был москвич, я получила прописку - это было важным аргументом при приеме на работу в столичный театр. В результате на меня театр все-таки выслал заявку в институт, и я оказалась в Москве по распределению, что вообще тогда было крайне сложно.

- Так Вы вышли замуж для того, чтобы получить московскую прописку? Шутка...

- Да, понимаю! (Улыбается). Мой муж Юрий Приходько был замечательный человек, к сожалению, его уже нет в живых. Он тоже закончил ЛГИТМиК, начинал работать на Мосфильме механиком съемочной аппаратуры. А впоследствии работал вторым режиссером у Ивана Александровича Пырьева, снимал «Братьев Карамазовых». Вместе мы прожили очень счастливую жизнь. Семья вообще всегда была для меня поддержкой и в жизни, и в работе. У меня - взрослый сын, внучка.

- Вы никогда не жалели, что уехали из родного Питера?

- Никогда! Москва  - самый любимый город.  Петербург я тоже очень люблю (Вздыхает), но стала его забывать, вернее, он стал от меня удаляться, особенно после продажи родительской квартиры. Сейчас мне трудно бывать в местах моего детства, юности…

- Как известно, Москва слезам не верит и новичков обязательно проверяет на выносливость, терпение и трудолюбие. Каково Вам пришлось?

- Я много трудилась, но работа для меня всегда была в радость. После приезда в Москву три года прослужила в ЦДТ. Там работали замечательные актеры: Чернышева, Куприянова, Дуров, Перов, Щукин, Калмыков. Моим дебютом была пьеса Коростылева «Золотое сердце», но постановку раскритиковал главный идеолог ЦК партии, и спектакль быстро закрыли. Еще несколько лет я играла кошек, девочек, мальчиков. С большой радостью вспоминаю те годы: Эфрос собирал молодых актеров и устраивал вечерние посиделки, разбирал пьесы, заставлял всех высказываться и делать этюды. В общем, мы постоянно были в творческом поиске и все время совершенствовали свое актерское ремесло. Это было потрясающе!

- Почему Вы не ушли за Анатолием Эфросом в Ленком?

- Потому что у него не было возможности всех нас взять с собой. Он пригласил в основном не актрис, а актеров.

- Но Вы все равно вскоре оставили родной ЦДТ и перешли в театр имени М.Н. Ермоловой…

- Со временем я стала понимать, что пересидела детский театр, хотелось взрослых ролей. Начала показываться во многие театры, в том числе и на Таганку. Помню, как мы с коллегами из ЦДТ пришли к Юрию Любимову на показ, он посмотрел нас, а потом сказал: «Ребята, вы замечательные, но у меня другой театр …» И тогда я пошла в театр Ермоловой. Но чтобы поступить туда, необходимо было выдержать конкурс и пройти худсовет. Я показывала отрывок из спектакля «Белеет парус одинокий». Как только произнесла фразу: «Мальчик, хочете я вам покажу свои русско-японские картинки?», - тут же смех раздался и все нарастал с каждой моей репликой, так меня и взяли. Получила роль Кэрролл в спектакле «Время и семья Конвей». А вскоре меня утвердили на роль Элен в спектакле «Сотворившая чудо». Мне нужно было сыграть слепоглухонемую девочку – это было невероятно трудно, необходимо было все продумать до мелочей и выразить чувства с помощью пластики.

- В театре им. Ермоловой Вы служите с тех пор и до сегодняшнего времени. Вы  просто - такой преданный человек?

- Я просто очень люблю этот театр! Люблю наш коллектив...

- Александра Ивановна, расскажите, какое место в вашей жизни занимает любовь?

- Большое, очень. Человек, не способный любить, убогий. Я вообще влюбчивая была ужасно, романов было достаточно. (Смеется) Любовь должна быть не пошлой, а вдохновенной. Я и сейчас не скажу, что у меня завяли чувства. Хотя и не могу конкретно назвать кого-то. Иногда думаю: как жаль, что мне столько лет и что активные романы уже не случаются… (Смеется.)

- Ваша героиня в спектакле «Девочки из календаря» произносит фразу: «Возраст меня никогда не раздражал. Это я раздражаю возраст…» А как Вы  сами лично относитесь к возрасту?

- Я без всяких сомнений могу под этим подписаться. (Улыбается.)

- Александра Ивановна, неужели Вы ни разу не вздохнули с сожалением, что стали еще на год старше?

- Честно говоря, после юбилея на меня чисто психологически давит это внушительное число, думаю: а вдруг что-нибудь произойдет со мной, ведь в таком возрасте всякое случается. А у меня в жизни наступают важные и ответственные перемены - предстоит взять под опеку мою внучку.

- И как Вы справляетесь с «давлением»?

- Да по-разному: иногда с друзьями посидеть хорошо или просто позвонить по телефону приятельнице и поболтать ни о чем - глядишь, и настроение меняется в лучшую сторону, и как будто силы прибавляются. Я не принимаю никаких экстраординарных мер, чтобы поднять настроение. Признаюсь, я вообще ленива, люблю поваляться с книжечкой. Хотя в последнее время даже и на чтение нет времени. Газеты еще умудряюсь пролистывать, иногда кроссворд разгадываю, и на этом все заканчивается.

Надо бы найти время и научиться работать с компьютером. Когда спрашивают, есть ли у меня электронная почта, личный сайт, начинает задевать, что до сих пор ничего этого у меня нет. Притом, что общее представление я имею и некоторые элементарные вещи понимаю. Знаю, что компьютер не так сложно освоить. Но пока много времени занимают репетиции.

- Но что-то остается на посторонние увлечения, хобби?

- А у меня и увлечений-то никаких особых нет. Когда-то была активной дачницей, садоводом-мичуринцем. И это мне очень нравилось. Я и сейчас дачу люблю, но ничего не сажаю. Еще доставляет удовольствие вождение автомобиля. У меня маленькая машина - «Дэу Матиз», она так меня выручает! В театр я на ней не езжу, потому что на метро гораздо быстрее. Подземкой добираюсь до работы за пятнадцать минут, а на машине - часа полтора. Но вот в магазин, на рынок езжу сама.

- На улице Вас узнают?

- Бывает! Продавцы на рынке делают скидки из хорошего расположения. С одной стороны это приятно, с другой - немного смущает, поскольку в жизни ты не всегда соответствуешь своему экранному образу. Иногда выхожу из дома без прически, без макияжа, в простой удобной одежде.

- Как Вам удается поддерживать себя в такой отличной форме?

- Да особых секретов нет… я не бываю у косметологов. У меня все натуральное. (Улыбается.) Конечно, покупаю кремы для лица, но все это несистемно и нерегулярно. Каждый раз даю себе слово «с понедельника начну», однако благие порывы быстро проходят, и опять же из-за недостатка времени. Дело в том, что я – сова, мне тяжело вставать рано утром. Поэтому все делаю в последний момент, когда уже надо куда-то бежать. Какой уж тут уход. Хотя, конечно, понимаю, что делаю неправильно. Надо собой больше заниматься.  Придерживаюсь только одного правила - по вечерам стараюсь меньше есть. Еще очень люблю путешествовать - особенно мне нравится Сицилия.

2009 год, газета "Столетник"