Гарольда Пинтера – известного британского драматурга, отмеченного  самыми престижными  литературными и театральными премиями, в общем-то нельзя отнести к популярным писателям. Пьесы его не для широкого круга, они полны тумана и странностей. За сумбурными, не слишком захватывающими диалогами и повторяющимися монологами, кажется, вот-вот потеряется смысл, тем не менее, пьесу Пинтера не забросишь, не дочитав, и спектакль досмотришь до конца. Каждый читатель или зритель пытается разгадать некую тайну, заложенную писателем в произведениях, похожих на шкатулки с сюрпризами. Пьесу «День рождения», например, эту почти детективную историю драматический критик Ирвинг Уордл отнес к новому жанру – комедия угроз. Каждый режиссер, берущийся за пьесы Пинтера, изначально признается в любви к абсурду, иначе не стоит и браться. Молодой режиссер - Александр Кудин с легкостью заполняет словами драматурга, не оставившего никаких подсказок, все клеточки таинственного кроссворда.

На сцене "под крышей" Театра им. Моссовета отныне празднуют "День рождения" Гарольда Пинтера. Поначалу спектакль идет довольно размеренно. Мирной пожилой паре, приютившей странного социопата по имени Стэнли (Александр Емельянов), неудачливого пианиста без средств, проживающего (или скрывающегося) в их доме уже целый год, некого бояться. Пити (Виктор Гордеев) - чрезвычайно уравновешенный и невозмутимый хозяин апартаментов с парой комнат для гостей и полагающимся завтраком. Пити ни во что не вмешивается, отдав все бразды правления женушке. Мег (Лариса Наумкина) – взбалмошная болтливая, не слишком умная женщина, к тому же плохая хозяйка. На завтрак она незатейливо предлагает постояльцам готовые хлопья и чай. Жареные гренки  торжественно и скупо подает как шикарный бонус к завтраку, но Пити не ворчит, он вполне доволен, все принимает от своей непутевой Мег и вообще относится ко всем людям с доброжелательным интересом.

Детей у семейной пары нет, потому Стэнли занимает все их внимание, точнее, внимание Мег: она и часа не может прожить без того, чтобы не видеть своего постояльца. Мег беззастенчиво заходит к Стэнли в комнату, будит его, чтобы, например, подать чай в постель, не обращая внимания на ответную грубость и нежелание общаться. Шестидесятилетняя Мег ведет себя крайне назойливо, заискивает и кокетничает напропалую, выказывая не совсем материнские чувства.

Виктору Гордееву образ Пити - добродушного человека удается наилучшим образом. Его герой просто ангельски терпелив по отношению к Мег. Когда зрителей начинает раздражать суетливая хозяйка в нелепых, соответственно характеру, розовых и желтых костюмчиках, они переводят взор на хозяина в стареньком поношенном уютном свитере (художник Жанна Вигандт) и тут же успокаиваются. Лариса Наумкина иронично, крупными мазками рисует свою героиню - жалкую, взбалмошную и, в то же время, забавную женщину, которая ищет приключений «на свою голову» на стороне, тогда рядом с ней живет истинное сокровище - любящий и преданный муж.

Постановщик, следуя заветам драматурга, поместил действие пьесы в одну комнату, в которую герои попадают из разных дверей (художник-сценограф Стася Гришина). Спектакль - малобюджетный, и в этом есть своя прелесть. Например, артисты так увлекательно едят и пьют из пустых тарелок и стаканов, что ехидно вспоминаешь иную реальную еду и натуральные брызги шампанского, нарушающие театральную условность. Пусть игра все же остается игрой.

С супружеской парой и еще одной героиней - Лулу (Дарья Таран), более или менее, все понятно. Лулу – колоритная девица, жаждущая «большой и чистой любви», уговаривающая Стэнли на свидание. Стэнли игнорирует ее призывы, ему вообще ни до чего.

И тут в доме Пити и Мег неожиданно появляются незнакомцы. Парочка разнокалиберных особ мужского пола, несмотря на напускной веселый вид, прямо-таки источают угрозу.

С их появлением комедия разворачивается "не на шутку". Импозантный Гольдберг (Андрей Межулис), любимец женщин, независимо от их возраста, командует всеми. В его распоряжении недотепа Макканн (Владимир Прокошин), да и все остальные сразу оказываются в полном подчинении, как под гипнозом. Гольдберг от всего умеет получать удовольствие: «Мой девиз: работать и отдыхать от души…».

Его молодой "коллега" Маккан смешно "кайфует", отрывая от газеты длинные кусочки, сладострастно внимая звукам рвущейся бумаги. В зале понимающе смеются.

Затем навязчивая Мег и незваные гости устраивают день рождения слабо сопротивляющемуся Стэнли. На дне рождения отрываются все, кроме отсутствующего Пити и депрессивного именинника, не радующемуся ничему. 

Публика же в это, достаточно продолжительное время, вполне может насладиться спектаклем, если пренебрежет некоторыми длиннотами и повторами. Молодой режиссер отлично умеет работать с актерами, жаль только, что некоторые сцены решает в бытовом ключе, мешая абсурдность с реальностью и запутывая зрителей.

Зачем, к примеру, столько времени тратить на игру в жмурки, а «подвыпившую» Лолу вырывать из коварных объятий незнакомца и усаживать посреди публики, нарушая прелестную театральную условность?


 

Обстановка накаляется, после хмельной развеселой ночки наступает хмурое утро. Гроза вот-вот разразится, но режиссер вслед за автором всех карт не раскрывает.

С комедии угрозы Александра Кудина  зрители выходят несколько заинтригованные, по дороге горячо обсуждая увиденное. Следовательно, театр не оставил их равнодушными, а разве не это является главной задачей искусства?