Григорий Гладков: «Хочу всю жизнь быть большим ребенком»

На театральной планете есть особый мир – детский. В нем можно работать только увлеченным добрым взрослым, с детьми иначе не получится. Одним из таких увлеченных людей является композитор Григорий Гладков: половину своей жизни он творит для детской аудитории. Корреспондент портала «Весь театр» решила выяснить, что это был за период, что за круглые даты недавно отмечал популярный композитор, что значит для него театр вообще и детский, в частности….

- Григорий, вы - опытный театральный композитор, пишете музыку вот уже три десятка лет, в основном для детских спектаклей и мультфильмов, а какой спектакль был вашим первым?

- Первый спектакль у меня был в Архангельском театре кукол - «Медвежонок Тимчо и его друзья». Я прилетел на премьеру, сел в зале, на сцену вышли ростовые куклы, дети испугались и заплакали, потому что они были огромные, я и сам, честно говоря, испугался, я привык к тому, что куклы должны быть маленькими. Вышел сам режиссер Василий Дерягин, начал их успокаивать, а они еще больше заплакали, потому что он был помором, и у него была длинная борода. Во втором спектакле - «Буратино», который он в своем театре поставил, - он даже сам сыграл Карабаса-Барабаса без грима. Сейчас он живет в деревне в Тверской области и устраивает фестиваль театра кукол.

Дальше началась моя интенсивная театральная работа: Пензенский, Саратовский, Брянский, Вологодский, Ижевский театры…

Когда вышел мультфильм «Пластилиновая ворона» на меня обрушился поток заказов из ТЮЗов и из кукольных театров…

- А как же ваша обширная концертная деятельность, гастроли?
- У меня наступила золотая театральная пора: я ежемесячно писал по новому спектаклю, задвинув все концерты и гастроли. Каждый месяц, благодаря идущим по всей стране спектаклям с моей музыкой, я получал четыреста рублей, это была хорошая зарплата доктора наук, и зачем мне нужно было мотаться по гастролям? Мне было интересно творить, я создал свой собственный музыкальный стиль…

- Вы все свои спектакли помните? Ведь у вас их более семидесяти?

- Дело в том, что я и сам не знал, что у меня столько спектаклей, я столько не написал, конечно, но некоторые режиссеры, переходя работать в другой театр, ставили новые спектакли, с моей же музыкой…

- Ваша музыка к спектаклям и мультфильмам давно завоевала детские сердца. Прижились и новые слова, которые вам не раз доводилось придумывать, сочиняя для детей…

- Не все. Питерский поэт Михаил Яснов придумал название одной нашей совместной пластинки «Чудетство», наивно полагая, что это слово состоит из двух слов: чудеса и детство. Я ему привез коллекцию словосочетаний, предложенных детьми на моих концертах в разных городах: чудовищное детство, чумазое детство, чугунное детство, чукча и детство, Чук и Гек и детство, чупа-чупс и детство, Чубайс и детство…. У меня была серия дисков с детской инструментальной музыкой, и я тогда придумал слово «Детскотека». В 2013-м году я получил Премию Правительства России за цикл развивающих музыкально-поэтических сборников "Веселая ДЕТСКОтека"

- Какие спектакли нравятся вам самому как зрителю?

- Те, на которых хочется и смеяться, и плакать. Если хочется только плакать, это – мелодрама, если только смеяться, то это – комедия, а вершиной искусства я считаю трагикомедию, когда хочется плакать и смеяться одновременно.

Конечно, я много смотрел и смотрю детских спектаклей и вижу, что их актеры играют с особенным удовольствием, и это настроение передается залу. Мне там никогда не бывает скучно. А еще - я не так давно осознал это и говорю теперь всем – мы живем в удивительном городе, самой театральной столице мира.

Я знаком с атташе по культуре Эстонии Хелене Тедре, она- из прекрасной театральной семьи, родители - актёры, и когда приехала работать в Москву, то была потрясена количеством театров в Москве.

- На самом деле, для такого огромного города, как наш, театров немного…

- Я был в Шанхае, который произвел на меня неизгладимое впечатление (там живет двадцать миллионов людей), так вот, там невозможно ходить в театр каждый день, просто некуда. И я им говорю: «Как же так? У вас столько ресторанов, кафе, цирк выступает, а театров нет…». А они: «Приезжайте, открывайте, и у нас все это обязательно будет…». Когда в Москве у меня бывает свободная минута, я обязательно иду в театр. Потому что никакое кино его не заменит…

- Конечно, ведь театр – живой…

- Да-да, я даже не думаю о том, плохой спектакль или хороший, просто попадаю в другую реальность и удивляюсь, и радуюсь как дитя…

- Какой вы благодарный зритель!

- Да, всему радуюсь. Наш город, как сегодня говорят, не пригоден для проживания, поэтому, когда попадаешь в другой мир - мир театра - испытываешь неподдельное удивление и счастье. Таких театров как в Москве - больше нигде нет.

- Есть прекрасные театры и в других городах: в Санкт-Петербурге, Ярославле, Новосибирске…

- Знаю, но почти все мои любимые актеры и театры – в Москве.

- Григорий, можете ли назвать спектакль из недавно виденных, потрясший вас?

- Меня буквально потряс детский спектакль «Малыш и Карлсон», идущий в Театре Сатиры в тех же декорациях, в которых играл Спартак Мишулин. Молодцы, что они сохранили все, это сейчас смотрится как супер-ретро, как дорогая старинная мебель.

- А современные дети как на старые спектакли реагируют? Ведь они – не такие наивные, как дети семидесятых?

- Дети как реагировали, так и реагируют. Как человек, который много выступает перед детьми всего мира, могу сказать: дети – одинаковые во всех странах и во все времена. В Северной Корее или в Южной, в Англии или в Америке, в Сирии или в России - дети абсолютно одинаковые, я говорю про маленьких детей. Маленькие дети ближе к Богу, они - наивные, доверчивые, счастливые, и этому надо учиться у них нам взрослым.

- Как вы считаете, до какого возраста они такие?

- Обычно до тинейджерского, но есть замечательная категория людей, которая называется БОЛЬШОЙ РЕБЕНОК, вот таким я хочу быть всю жизнь. Я выступаю с гитарой в шляпе, я счастлив, и хочу поддержать в себе песнями и стихами такое состояние…

- Григорий, вы – человек, во всем умеющий находить позитив, но бывает ли, что приходите на свой спектакль, а он вам категорически не нравится?

- Мне не нравится только, если гонорар задерживают, или вообще кидают, а все, что показывают, мне нравится, я просто счастлив. Я очень люблю режиссеров, которые не лезут в музыку: если ты меня позвал, то доверяй, я свое дело знаю и делаю.

- Когда читаешь вашу биографию, диву даешься, сколько у вас званий и «корочек», вы являетесь членом колоссального количества обществ…

- Сразу скажу, что я никогда никуда не хожу. А награждают меня в благодарность за то, что своим примером показываю, что можно никому не служить и при этом что-то заслуживать. Музыканты мне никогда не верили, что можно прожить, не выступая в ночных клубах, а у меня только концерты да спектакли…

- А еще вы – в книге рекордов Гиннеса по количеству аудиозаписей…

- Это от безысходности. Когда началась Перестройка, закрылись все детские передачи, остановилось производство фильмов, меня фактически лишили работы. Мне остались только концерты и развивающиеся студии записи. А у меня дома накопился большой архив. Кто-то из Великих сказал: «Основа профессионализма – архив». Все свои диски я посвящаю своей бабушке Марфе. Когда я был маленький и пытался ее обмануть, она мне грозила пальцем: «Ты мне Лазаря не пой!», - я тогда не знал, что это такое, а оказывается, лазерные диски, на которых записаны мои песни, называют «лазарами».

- Вы храните не только архив, но и все свои награды, дипломы. Какая из ваших многочисленных наград - самая памятная?

- Наиболее дорогие стоят на полке над моим электронным роялем: это - микрофон, который я получил в качестве высшей премии «Радиомания» в области Радио, как автор и ведущий цикла передач «История мультфильмов и детских песен» на «Юмор-FM». Еще мне очень дорога программка из Концертного зала «Олимпия» и маленькая Эйфелева башня…

- Вы там выступали?

- Нет, я как зритель ходил, и меня поразила простота этого небольшого по нынешним меркам зала, в котором выступали все великие звезды шансона, а потом я посидел там в ресторане и удивился его роскоши. Я постарался отнестись к этому философски. Купил диск с великими шансонье: Шарль Азнавур, Жорж Брассенс, Жак Брель…

- Любимые шансонье Елены Камбуровой…

- Спасибо, что произнесли ее имя! Я боготворю Елену Камбурову и считаю ее великой актрисой, великой певицей.

- Расскажите, как вы стали членом Союза Театральных Деятелей?

- С Александром Александровичем Калягиным, председателем СТД, мы записывали новогоднюю сказку-мюзикл для Кемерово. Ко мне обратились с просьбой сделать мюзикл «Белая сказка», и я, надо сказать, справился, поскольку удостоился медали губернатора Амана Тулеева. В этом спектакле было задействовано сто двадцать артистов, а костюмов – еще больше. Кемерово и Кузбасс – шахтёрский край, там много чёрных красок, это - цвет угля, а спектакль у нас (и это была наша цель!) получился РАЗНОЦВЕТНЫЙ, и я горжусь, что мне после этого спектакля присвоили звание "Заслуженный работник культуры Кузбасса".

Прекрасную пьесу написала местный автор Наталья Соколова, получились блестящие аранжировки, и настолько яркой, удачной стала эта работа, что захотелось все записать на диск. Путем общего голосования решили, что лучше всего текст от автора прочитает Александр Калягин, и он сразу согласился, отнесся к просьбе очень тепло и не взял ни копейки. Мне было поручено записать его голос с моей музыкой, так что несколько дней я общался с великим мастером. Как-то у нас с Сан Санычем зашла речь об СТД, а я был членом двух творческих союзов: Композиторов и Кинематографистов, и считал, что этого вполне достаточно. О том, что Калягин – Председатель СТД, я даже и не знал, а после нашего с ним разговора я поехал в российское авторское общество, взял справку, в которой мне записали семьдесят спектаклей, и вступил в СТД.

- У вас в последнее время много круглых дат…

- Да, исполнилось тридцать лет мультфильму «Падал прошлогодний снег», а ведь это – очень театральный мультфильм. Мне так хотелось сделать по нему спектакль, и я сделал, поставил как режиссер, и мы сыграли около пятнадцати спектаклей в ЦДХ. Наш спектакль был в эстетике «Снежного шоу» Вячеслава Полунина, которому я посвятил песню «Коробка с карандашами». Мы с ним жили по соседству в Ленинграде. Вячеслав всегда одевался вызывающе разноцветно, очень ярко. У него была желтая куртка, а к ней - красные штаны и синий шарф, он всегда выделялся, особенно в той серой жизни.

Сейчас думаю пригласить кого-то для постановки «Прошлогоднего снега», а сам уже выступлю в качестве продюсера и композитора. Этот мультфильм давно разобран народом на цитаты, множество роликов гуляет по интернету. Кстати, одна девочка написала, что такой снег существует на самом деле: он падает 31 декабря, а на землю опускается 1 января уже прошлогодним.

- В июле вам исполнится 61 год, как отмечали юбилей в прошлом году?

- Надо праздновать юбилей своих произведений, а не самого себя, это - гордыня, которая осуждается Библией.

- Шестьдесят лет – это два по тридцать или три по двадцать?

- Это – шесть по сто…водочки и желательно с друзьями (смеется). В свой юбилей я был на даче, ведь день рождения у меня в летом, и я с детства привык, что никого в это время не соберешь, я и в школе был выпавшим из обоймы, а тут вдруг государственная машина с мигалками привезла мне телеграмму от Путина, Медведева, Мединского, и я был счастлив. Еще Александр Александрович Калягин поздравил, и это было мне особенно приятно. Вот удивительно, я всегда получал от него телеграммы, даже когда не был членом СТД и не был с ним лично знаком.

- В этом году еще один юбилей: тридцать лет, как вы живете в Москве …

- Вот этого я не знал, надо же! А знаете, что по-английски тридцать лет значит – эра, поколение…

- За эти годы, чем стала Москва для вас?

- Это уникальный город, даже отдельная страна со своими законами, со своим образом жизни. Я горжусь тем, что за все эти годы ни один театр не закрылся, а помните, что стало с кинотеатрами? Из них сделали мебельные салоны. Это говорит о том, что люди театра – настоящие патриоты, энтузиасты своего дела, ведь они все получали нищенскую зарплату, но выстояли в те страшные времена, когда шел передел собственности, не предали профессию и свои театры. Я вот только боюсь, что современные чиновники могут испортить все дело, ведь ведутся разговоры, что если театр – не рентабельный, надо отбирать здание, это – чудовищное преступление! Как написал Джордж Сорос: «Такого чудовищного капитализма, как в России, мир не знал…».

- А вы – социально активный человек? Выражаете ли вы какой-нибудь протест своим творчеством?

- У меня есть диск «Детские песни протеста», которые начинаются со слов: «Не хочу, не люблю, не буду, не желаю…», который я посвятил Высоцкому. Начинается он с песни на стихи Эдуарда Успенского: «Если мы возьмем муки и замесим тесто, то получится у нас песенка протеста…».

Есть в России замечательный народ – дети. Я решил полностью посвятить свое творчество им, и учусь у них быть добрым, открытым, фантазером, и я счастлив.

Беседовала Лариса Каневская

1 июня 2014 г.

Фото Марьяны Абдулиной

 http://www.teatrall.ru/post/476-grigorij-gladkov-hochu-vsyu-zhizn-byit-bolshim-rebenkom/