Искусство искушения

Режиссер Ольга Субботина по совету художественного руководителя Театра им. Вахтангова Римаса Туминаса обратилась к классике ХIХ века и выбрала знаменитый роман Густава Флобера «Мадам Бовари». Романтическая история героини эпатировала современников писателя. Флобер иронично и тонко прошелся по всем литературным штампам своего времени, на которых воспитывались юные читательницы. «Приличное» общество всерьез осудило писателя.

Со скамьи подсудимых, на которой оказался Флобер (Кирилл Рубцов) и начинается новый спектакль Ольги Субботиной. Прокурор (Федор Воронцов) обвиняет писателя и его роман «Мадам Бовари» в оскорблении религиозной общественности: «Страницы романа полны соблазнов, могущих вскружить головы юных наивных женщин. Эта книга аморальна!».

Какой современный постулат. С той поры уже два века прошло, а религиозная общественность по-прежнему в обиде на искусство, будь то фильм, картина или постановка, находя в любом жанре предмет для оскорбления, хотя истинно верующим показано просто молиться, а не отягощать светские мероприятия своим присутствием и осуждением.

Адвокат (Юрий Красков) отстаивает писателя и его произведение: книга, по его словам, полезна, поскольку «наглядно показывает юным особам опасность легкомысленных шагов, заставляя задуматься и трепетать от ужаса…».

В прологе режиссер знакомит зрителей с главным героем. Шарль Бовари (Владислав Демченко) – бедный, затюканный с детства отцом и избалованный матерью. Никто никогда не интересовался его желаниями и наклонностями, не предоставлял ему возможности выбора. Шарль Владимира Демченко – скромный провинциальный, даже диковатый юноша, с трудом отбивающийся от бойких одноклассников. Не помышляя о блестящей карьере, Шарль тихо и честно получает место врача, а тем временем, судьба готовит ему сюрприз.

После женитьбы на одной решительной вдове (Ольга Гаврилюк) он готов покорно прозябать все годы возле жены и матушки, как неожиданно встречает… ангела. Шарль готов целовать землю, по которой ступают ножки прекрасной Эммы (Анна Дубровская). Начитанная, красивая, тонкая, музыкальная, темпераментная девушка навеки пленила молодого доктора. Любовь с первого взгляда увенчалась свадьбой, судьба так распорядилась: Шарль внезапно сделался вдовцом. Бовари предан Эмме душой и телом, затуманенный собственным счастьем, он трудится с утра до ночи, чтобы угодить своей любви, и не замечает, что одинок в своих чувствах. Эмма с первого дня замужества испытывает глубокое разочарование: не такой должна была быть ее любовь и судьба.

Актриса Анна Дубровская очень нежно относится к своей героине, явно пытаясь оправдать ее предстоящее падение, ведь Эмма так долго и покорно мирилась со своей участью, так старалась соответствовать своему положительному и скучному мужу. Но… романтическую натуру Эммы недолго сдерживают условности и правила приличия. Истории из любовных романов о страстных поклонниках и шикарных дамах, клятвах в вечной любви сделали свое дело.

Ее Шарль - настолько же далек от идеала, насколько их провинциальный городок - от столицы. Заботы и кротость мужа приносят ей лишь раздражение и страдание. Масла в огонь подливает мать Шарля (Светлана Йозефий), ненавидящая каждого, кто смеет вставать между нею и сыночком-недотепой. Свекровь и невестка нередко обмениваются колкостями, сообщая друг другу «приятные вещи дрожащими от злобы голосами».

И тут неожиданно Бовари приглашают на работу в другой город. Семейство покидает старый дом, а вслед за ними… и зрители перемещаются в другое театральное пространство.

Эмме судьба еще оставляет шанс на добропорядочную жизнь - она беременна, ждет сына, мечтая, что мальчику удастся жить смело и свободно, не зависеть от условностей, но…появляется на свет девочка, которая также не будет вольна в своем выборе. Наперекор свекрови, Эмма вновь бросается в чтение любовных романов, ожидая чуда.

Ее падение теперь предопределено. И, если Леону (Федор Воронцов), в силу молодости и неопытности, не удается взять первым крепость, которая вовсе не была неприступной, то Родольф Буланже (Кирилл Рубцов) – роковой красавец и ловелас, прожигатель жизни становится тем самым мужчиной, о котором в своих тайных снах мечтала Эмма.

Красота и порок привлекают куда больше, чем скромность и трудолюбие.

Артист Кирилл Рубцов буквально неотразим в образе страстного искусителя. Героиню, павшую в циничные объятия Родольфа, вихрь желаний толкает дальше вниз в предсказуемую пропасть.

Постановка Ольги Субботиной подробно пересказывает содержание толстого романа Флобера, но даже в трехчасовое действие не уместить всю книгу со всеми мучениями героини, семейными неурядицами Бовари, свиданиями страстными и постылыми, депрессиями, разорением…

Первое действие пролетает упоительно незаметно тогда, как второе несколько утомляет. Смерть Эммы почему-то не вызывает сочувствия, ведь она вполне ожидаема. Другого выхода нет.

Спектакль же, надеюсь, будет жить долго и счастливо.

И еще, непременно хочется упомянуть чудесные костюмы и выразительную сценографию художника Максима Обрезкова и поздравить театр с достойным воплощением французского классического романа, в котором мощно и ярко сыграли вахтанговские актеры.

фотографии с официального сайта театра http://www.vakhtangov.ru/shows/bovary материал будет опубликован в журнале "Театральный мир"