ДИВНЫЙ СОН

Часто так бывает, хвалит кто-то спектакль, а вы идете в театр и оказываетесь разочарованы, ваши положительные ожидания обмануты. Возможно, у вас настроение не совпало, или кто-то из актеров плохо себя чувствовал, или вообще, именно в этот вечер был не самый удачный состав. На премьеру в Мастерскую Петра Фоменко я уверенно шла, как на праздник: столько хороших и умных людей уже успели поделиться своей радостью от первых показов «Сна в летнюю ночь», что спектакль однозначно не мог быть плохим. Но я всерьез настроилась быть сдержанной и придирчивой, ибо мои отзывы знакомые порой считают слишком восторженными и активно радуются, когда выходят рецензии «погорячее». Но, друзья мои, вы же знаете, я пишу "правду, только правду и ничего, кроме правды..."

«Сон в летнюю ночь» не только оправдал мои ожидания, но и счастливо превзошел их. Пожалуй, это был лучший спектакль из тех, что я видела в этом сезоне. Вот и начнем с визуального ряда. Сценография – изумительная, и этот эпитет – не преувеличение. Все, что на сцене творят фоменки – дело рук их самих. В программке под именем художника-постановщика значится таинственная аббревиатура - П.О.П. Лично я для себя перевожу это как: Поповски обаял полтеатра. Почему только полтеатра, спросите вы? Да потому, что другая половина занята в других проектах, а так, конечно, обаяние режиссера Ивана Поповски безгранично и распространяется (в Москве, по крайней мере) на два авторских театра: Фоменко и Камбуровой. Так вот, половина фоменок, включая постановочную команду в лице: Константина Лебедева, Владислава Фролова, Ангелины Атлагич, Александра Марченко, Олега Глушкова, и актеров: Галины Тюниной, Карэна Бадалова, Амбарцума Кабаняна, Олега Ниряна, Серафимы Огаревой, Ирины Горбачевой, Александра Мичкова, Юрия Буторина, Рустэма Юскаева, Кирилла Пирогова, Андрея Казакова и др. сочиняли вместе с режиссером это феерическое действо.

Фотограф Алексей Харитонов

На пустой сцене, не обремененной бутафорией, только легчайшие ткани, окрашиваемые на глазах волшебными цветными лучами (Владислав Фролов), и, как по волшебству, возникают солнечные белоснежные колонны Афин, мрачные коричневые стволы деревьев, голубые волны озера, лесное ложе возлюбленных или царский гамак Титании, золотистое царство эльфов, светящиеся рубиновые или сапфировые одеяния музыкальных фей. Все это под прекрасную музыку и с цирковым шиком!

Фотограф Алексей Харитонов

Подобно вахтанговской "Принцессе Турандот" по сказке К. Гоцци, «Сон в летнюю ночь» В. Шекспира отныне может служить фоменкам визитной карточкой для всех последующих поколений театра-студии, ибо комедия Шекспира – сказка вне времени и пространства. Сам текст нынешние молодые читатели уже вряд ли осилят: любил «наш старик Вильям» многословно нанизывать и запутывать сюжетные линии, но спектакль их вполне примирит с классической литературой. Постановка в театре Фоменко отличилась, в том числе, и деликатным осовремениванием многовековой пьесы, изрядно сдобренным юмором и украшенным фантастической пластикой (хореограф - Олег Глушков).

Фотограф Алексей Харитонов

Пересказывать любовные приключения шести главных персонажей бессмысленно, поскольку они сопровождаются таким количеством остроумных придумок, лукавых жестов, намеков и ассоциаций, что это надо видеть самому, ведь у каждого героя, как и у каждого зрителя свои «заморочки». А как радует разномастная компания ремесленников, готовящая в подарок к свадьбе герцога Тезея трагедию «Пирам и Фисба». Как гомерически смешны озадаченные непривычным актерским делом «рабочие» лица: с каким энтузиазмом раздает своим товарищам роли плотник (Рустэм Юскаев), как самодовольно уверенный в личном превосходстве ткач Мотовило (Андрей Казаков) неожиданно превращается в осла и становится предметом вожделения заколдованной Титании. С каким наслаждением отрываются в крошечных, но незабываемых эпизодах Кирилл Пирогов, Никита Тюнин, Олег Нирян, Степан Пьянков.

Фотограф Алексей Харитонов

В этой талантливой чудной компании совершенно невозможно не упомянуть Амбарцума Кабаняна, распорядителя празднеств, с которого прямо в зале начинается действо и за которым в финале все персонажи весело уходят в «народ», напевая, пританцовывая и подыгрывая себе на музыкальных инструментах. К тому же без шалостей Робина-доброго малого (все тот же Амбарцум Кабанян) сюжет не был бы столь лихим.

Ближе к антракту я почувствовала, что скулы и губы устали от постоянной улыбки, но я не подозревала, что в буфет мне предстоит выйти в слезах. Ей-богу, не думала, что все еще способна плакать от смеха. А все из-за яростного кошачьего дуэта Серафимы Огаревой и Ирины Горбачевой. Не только я, весь зал был доведен до истерики.

Иван Поповски – удивительно актерский режиссер: почти у всех в этом спектакле по две роли, он дает возможность актерам уйти в отрыв ко всеобщему удовольствию участников и зрителей.

И в заключение хочу отвесить нижайший поклон театру Фоменко за по-прежнему легкое дыхание, за высокий стиль, за преданное служение всем музам, за уважение и любовь к авторам и зрителям.

26.07.15