ПАРАД-АЛЛЕ

Каждый последующий спектакль режиссера Владимира Машкова на посту художественного руководителя театра Олега Табакова неизменно вызывает неподдельный интерес публики и становится аншлаговым - от легендарной трагической пронзительной «Матросской тишины» и камерной обворожительной «Ночи в отеле» до блистательно ансамблевого «И никого не стало…». Еще один легендарный спектакль воцарился отныне на афише Театра Табакова. «Страсти по Бумбарашу» обыгрывает уже не ансамбль, а полноценный  оркестр виртуозов своего дела под управлением умелого дирижера. 

В спектакле задействована, практически, вся труппа от харизматичных «стариков» Табакерки до горящих жгучим рвением студентов театральной Школы Олега Табакова. Все артисты, собранные Машковым в постановке,  одной крови и поэтому действуют на сцене так слаженно, в таком невероятном темпе и на одном дыхании, что любо-дорого смотреть.

 

На чудеса артистизма, вокала (музыкальный руководитель Алексей Елкин) и пластики (хореограф Алла Сигалова) в сочетании с сумасшедшими световыми эффектами (Дамир Исмагилов), волшебно перемещающимися декорациями (художник-постановщик Александр Боровский), дерзкими костюмами (Мария Боровская) стоит взглянуть.

И главное, что все великолепие возведено на безупречной платформе – драматургическом материале Юлия Кима с его же песнями на музыку Владимира Дашкевича - с самого начала зрителя берут на абордаж, не давая расслабиться до последней минуты. Аркадию Гайдару – романтику первых лет революции (его ранние рассказы легли в основу пьесы Кима), и не снилось, сколько пришлось перенести простым гражданам, попавшим под раздачу обеих революций, мировых и гражданских войн.

Кровопролитный передел собственности и братоубийственная война, вынужденное геройство и коварное предательство, вольная анархия и военная дисциплина, высокая честь и низкое бесславие, раскол и объединение  - обо всем этом мы знаем только теперь, и то, не до конца.

Главному герою спектакля – простому парню Бумбарашу (Севастьян Смышников) поневоле пришлось участвовать во всех перипетиях, и жалко его, такого славного: жить бы ему мирно да ладно в собственном доме с красавицей женой Варей (Ангелина Пахомова), детей растить, так непрекращающиеся потрясения не дали построить мирную жизнь.

 

Вручили ружье – иди воюй, геройствуй, и поди ж ты разбери, за кого да в честь чего.

Восходящая звезда Театра Олега Табакова с редким именем Севастьян отыгрывает своего Бумбараша на все сто: поет, танцует, обезоруживающе улыбается, как такого не полюбить, Варя и полюбила…до смерти.

Скорости спектакля таковы, что молниеносная смена участников и их позиций напоминает блистательный парад-алле. Все это надо видеть своими глазами, конечно, а мне хочется упомянуть отдельные имена.

Родной брат Бумбараша Гаврила (Александр Кузьмин) – живая иллюстрация крестьянина-кулака из школьных учебников. Артист так смачно и объемно представляет своего героя, что в финале ёкает сердце, когда  Бумбарашу не остается другого выхода, как прикончить бандита.

Романтик и интеллигент, преданный гуманистическим идеалам революции, но так и разобравшийся в их полном отсутствии, растерянный Яша (Владислав Миллер) – милый друг, пропадающий ни за что.

 

И ему судьба ничего не подарила, за исключением толстого тома «Капитала», и его увлекла за собой смертельная воронка социальных катастроф, выбросившая на поверхность лишь мусор.

Первым делом совершившиеся революции подминают зачинщиков и организаторов, благородные помыслы растаптываются хлынувшей следом толпой, участники перемешиваются с наблюдателями, учащимися на чужих ошибках, и потому оказывающимися в лучшем положении.

Тексты Юлия Кима наполнены иронией и сочувствием, никаких призывов – ни старинных «шапками закидаем», ни современных «можем повторить».

 

Жалко всех:

- Благородных белых офицеров (Евгений Миллер, Сергей Беляев, Виталий Егоров, Сергей Угрюмов), потерявших жизнь, но не честь….

 

- Горячих и быстрых красных (студенты Театральной Школы Табакова), восторженно принявших революцию, при этом погибших и погубивших…

 

- Колоритных бандиток, под руководством восхитительно роковой красотки  Софьи Николаевны (Аня Чиповская)  – им бы любить да рожать, жить в красоте и мире, но как, если гибнет все и вся…

 

- И харизматичных бандитов, среди которых тоже оказывались нормальные люди, заверченные коварным смерчем…

 

- И Лёвку (Павел Шевандо), который в мирной жизни, в силу своего комического дара, мог бы стать артистом, любимцем публики, но войне его таланты не нужны…

 

Абстрагировавшись от окраски персонажей, хочется любить всех,  настолько хороши артисты, у каждого - своя партия, свой рисунок, и все они играют одно большое музыкальное произведение.

Можно быть уверенным, что, выходя из театра, зрители будут мурлыкать себе под нос  знаменитые песни из «Бумбараша» и перебирать в памяти наиболее впечатляющие эпизоды спектакля.

 фотографии Ксении Бубенец