В спектакле «Русская война Пекторалиса» Сергея Пускепалиса на новой сцене Театра Олега Табакова зрителей ждет много неожиданного. Например, те, кто идут на «Железную волю» Лескова, будут сильно удивлены. Театральное священнодействие начинается с двух юных девушек, украшенных белыми светящимися гирляндами (то ли - Снегурочки, то ли Русалочки), обходящих зрительный зал, распевно ведающих нечто невразумительно былинное, доходящее не до каждого зрителя. Драматург Олег Грисевич креативно воспользовался литературным наследием Николая Лескова, населив свою пьесу не всегда узнаваемыми персонажами, частушками и лубочными стихами, например: «Кто эта девушка, кто эта рыбка, талия, ножка, улыбка…», а режиссер по пластике украсил вокальные номера («По чарке» и пр.) такими танцами, хоть сейчас вставляй эти номера в концертную программу любого сельского Дома Культуры.

Первая же картина обескураживает: занавес открывается, и почтенная  публика лицезреет молчаливую компанию пестрых персонажей, рассевшихся по краю авансцены. Поскольку «снегурочки» заливисто смеются,  перекидываясь искрящимися снежками, кажется, вот-вот начнется сказка «Двенадцать месяцев», но режиссер с драматургом попросту так начинают действо - с заоблачного Рая, где в финале оказываются все русские герои истории, обитатели фабричной колонии, выстроенной иностранными предпринимателями для рабочих и их семей.

Хорошо, что среди них присутствует рассказчик – старик Федор Афанасьевич Вочнев (Виталий Егоров), без него – ни слушателю, ни зрителю, ни читателю никак не разобраться.

Старик Вочнев, на глазах у публики отбросив седую бороду с париком, преображается в бодрого очевидца давней истории и повествует о былом сочно и подробно.  Действие с этой минуты происходит в настоящем времени, и теперь не только участники, но и зрители могут засвидетельствовать, как именно все было…

Повесть Николая Лескова «Железная воля» о курьезах, произошедших с одним немецким инженером в суровой российской действительности, исключительно по вине его упрямого характера, читается на одном дыхании. Проблема спектакля - в излишних подробностях и притянутости других произведений классика, вследствие чего, спектакль обретает излишнюю тяжеловесность.  Такая опасность всегда подстерегает драматурга, берущегося переводить прозу на театральный язык. Постановка Сергея Пускепалиса по форме приближается к старинному русскому водевилю с элементами современного мюзикла, а также… детского утренника,  содержанию получается проблема с возрастным зрительским цензом. Детские шалости идут вразрез с некоторыми пикантными сценами. Какой же все-таки аудитории  адресована «Русская война Пекторалиса»?

Спасает постановку хорошая актерская работа. В театре Табакова артисты умеют воплощать на сцене любой материал. Своих персонажей артисты  умудряются провести между режиссерской Сциллой и драматургической Харибдой так, что, длинный вечер на «Русской войне Пекторалиса» нельзя считать вконец пропащим. Сергей Угрюмов, Виталий Егоров, Сергей Беляев, Дмитрий Бородецкий и Евгений Миллер - взрощенные лично Олегом Павловичем Мастера высокого класса. Молодым артистам, недавно  закончившим Школу Табакова (а некоторые еще учатся), есть, что перенимать, и замечательно, что разные поколения в этом спектакле работают рука об руку, жаль только, что смысл его так и норовит ускользнуть...

Главный герой, человек с железной волей Гуго Пекторалис (Иван Шибанов) – несомненная удача спектакля. Артист чрезвычайно органичен в роли наивного до смерти (в прямом смысле) в своем нешуточном  упрямстве немца, пытающегося обуздать  русских «авоську» с «небоськой». Немецкий инженер лихо осваивает не только механизмы, но и коварный для любого иностранца русский язык, его глаза мечтательно сверкают в предвкушении близкой победы, ради которой он стойко переносит непомерные тяготы и невзгоды. Гуго Пекторалиса есть за что уважать, но отчего-то не получается. Остается лишь пожалеть бесславно пропавшего бедолагу, разбирающегося только в машинах, чья железная воля обломалась на Руси, точнее, погрязла, застряла, не сдюжила...  

Пересказывать забавные и грустные злоключения немецкого инженера не стоит, их много (одна женитьба чего стоит), а вот упомянуть удивительную сценографию Алексея Вотякова нужно непременно. В спектакле задействована одна из лучших в России театральных машинерий: стены  и пол двигаются во всех направлениях, разные плоскости и высоты меняются мгновенно, пыхтят железные машины – плоды инженерной смекалки, вызывая восхищение у публики. Но катарсис вызывают не механизмы, а человеческая история, которая здесь растворилась в одномерном словоблудии, несвойственном первоисточнику…

Музыкальный спектакль с переплясом останется в памяти, благодаря актерским подвигам и устрашающим механизмам.

 спектакль "Русская война Пекторалиса", режиссер Сергей Пускепалис, артисты Иван Шибанов, Сергей Угрюмов, Виталий Егоров, Сергей Беляев, Дмитрий Бородецкий, Евгений Миллер и др.
рецензии, отзывы 

Фото предоставлено пресс-службой Театра Олега Табакова

Материал опубликован в журнале "Театральный мир" № 6-7 за 2019 год

https://www.facebook.com/media/set/?set=a.2348119001902289&type=3&__xts__%5B0%5D=68.ARBuK9CS4wC_oCwPoEi2UJpry0z9b1nt-i-xflv7QHXoQcDuZUHrpXiSjR95v1kiuX7WOvFABWMxlgd-4D78bmsw-YYF6E7lyuKLBu-eocK0UTDGzJICACOED8rPYkHnYqAllXUJ8Y4OY7ecw4lbsWU3Bv_AxB0n0M7WUoZWcYh_knSoFzkmFvXVNrCz7B1LmD45PTvncIv8capjT4LIIS4q-0cjea-KqsXyJ3ZkejjISvHX_aCXwOjU7L78rhmJI97nuOqfUu9e_lFVBIxucfiRijOEClrTtbrG3Pz5tLV38vrHAKKApXP5rbiRZyJF9jCT3xr9GzY&__tn__=-UCH-R