«Человек пытается, по образу и подобию своему потому, что они лежат к нему ближе,

создать  наипростейшую и понятную ему картину Мироздания».  

Альберт Эйнштейн

Знаменитый британский драматург, киносценарист и режиссер Терри Джонсон изобрел новый жанр - комедия относительности. Разумеется, среди четверки главных персонажей (а других в пьесе просто нет) – знаменитый теоретик относительности Альберт Эйнштейн, и именно его драматург цитирует в начале пьесы. Пьеса написана в 1983 году и никогда не ставилась на российской сцене.

Художественный руководитель Театра Олега Табакова Владимир Машков, наконец, вернулся к тому, к чему призывал его любимый Учитель. Олег Павлович всегда считал,  что Машкову надо заниматься режиссурой. Все постановки Машкова в Табакерке и МХТ имели огромный успех - некоторые держатся в репертуаре много лет на неизменных аншлагах. Уверена, что спектакль «Ночь в отеле» по пьесе «Insignificance» ожидает та же судьба.

Камерная старая сцена Табакерки как нельзя лучше подходит действию:  герои встречаются в номере одного нью-йоркского отеля. Актриса, Спортсмен, Сенатор и Ученый – драматург намеренно не озвучил их имена, но они настолько узнаваемы и значимы для миллионов людей, что название пьесы «Незначительность» лишь подчеркивает относительность слов. Зачем лишние слова? Включите воображение.

Время действия – 1953 год. В это время Альберт Эйнштейн получает Нобелевскую премию, сенатор Маккарти яростно борется с коммунизмом, Мэрилин Монро снимается в фильме “Зуд седьмого дня”, стоя над вентиляционной решеткой, и ветер раздувает ее пышную юбку, открывая всему миру прекрасные ножки, а ее муж знаменитый бейсболист Джо Ди Маджо отчаянно ревнует. И вот, однажды…

Владимир Машков своим спектаклем открывает «железный» занавес тайны, отделяющей артистов от публики. Занавес реально железный и он действительно с характерным звуком поднимается, и начинается веселый отрыв от реальности, основанный на… реальности. А почему бы и нет.

Сценография (Сергей Тырин) лаконична и убедительна. Перед нами типичный гостиничный номер, состоящий из большой кровати напротив окна с видом на нью-йоркские небоскребы, столика и двух дверей – входной и в ванную комнату. Именно так описал драматург место событий. Первым в гостиничном номер мы видим небольшого худенького мужчину с   характерным взлохмаченным седым париком. Понятно, что это - Эйнштейн. Артиста Авангарда Леонтьева сразу и не узнать, настолько он присвоил себе повадки и характер персонажа пьесы. Его герой – настоящий ученый – рассеянный и мудрый, весь в себе, но с удовольствием отмечающий женскую красоту внезапной гостьи. В номере он никого не ждет, однако «случайные» гости беспрестанно беспокоят его, врываясь в номер один за другим, и каждый вносит свое в уже доказанную Гением теорию относительности.

Каждый гость (и артист) достоин отдельного упоминания. Уверенный в себе, жесткий, с трудом старающийся казаться учтивым, СЕНАТОР (Михаил Хомяков), преследует свои цели в отеле. Отдавая дань уважения знаменитому ученому, он «прессует» хозяина номера, пытаясь запугать того повесткой в суд и вынудить отдать важные бумаги. Он солиден и важен, но страшно нервничает, поэтому ведет себя не вполне адекватно, что забавно.

Следующая незваная гостья впархивает в номер, «дыша духами и туманами». Самая желанная для мужчин всех времен и народов блондинка не столь глупа, как хотелось бы многим. АКТРИСА (Ольга Красько) – удивительная красавица и умница, обожающая умных мужчин. Она мечтала поговорить с самим Эйнштейном, поэтому сбежала со съемок, где на днях снимали знаменитую сцену с развевающейся юбкой. Это - невероятно  эксцентричная особа, иначе не противоречила бы ежеминутно самой себе и другим, и не выскочила бы замуж за дико популярного, но недалекого СПОРТСМЕНА (Сергей Угрюмов), с которым вообще не о чем разговаривать.

Но любовь творит чудеса, а все остальное относительно. Ольге Красько роль Мэрилин Монро удалась совершенно: не только внешность, но и голос, и повадки удивительно схожи с образом, который знает и помнит каждый зритель. Ее Мэрилин – не только Звезда, но и обыкновенная женщина, страдающая, болеющая, несчастная, при этом наполненная желанием вечно любить и быть любимой.

Артист Сергей Угрюмов, перевоплотившийся в ревнивого мужа Мэрилин, сыграл самого комичного персонажа в спектакле. Каждое появление СПОРТСМЕНА вызывало в зале смех, хотя не только смех, но и сочувствие. Состояние дикой ревности страстно влюбленного человека отнимает разум даже у тех, у кого он есть, что уж тут говорить о втором муже АКТРИСЫ – молодом горячем парне, кумире миллионов болельщиков, не привыкшем проигрывать, но плохо ориентирующемся вне спортивных соревнований.

Самое примечательное, что герои «Ночи в отеле» - все, как один, кумиры толпы, за стенами маленького номера – вовсе не те Звезды, что представляют себе поклонники. Слава и деньги, красота и здоровье - не всегда стопроцентное счастье, ведь все относительно, а иногда даже становится невыносимым. Каждого из героя мучает что-то свое, а Эйнштейн вдобавок ко всему переживает за все человечество: «Почему я должен стоять в центре моей Вселенной, когда другие отказываются стоять в центре своих. Никто не хочет брать на себя ответственность...».

 

Персонажи спектакля не одноплановы, а глубоки и многомерны, поэтому артистам есть, что играть, что они и делают с нескрываемым удовольствием.

Пересказывать содержание комедии с неожиданными поворотами незачем, лучше один раз увидеть. Поверьте, это написано и поставлено иронично и так увлекательно, что вы забудете место и время, в котором пребывали до спектакля и в котором окажетесь после, проведя отличный вечер в уникальной компании.

фотографии Ксении Бубенец

Театр Олега Табакова, спектакль НОЧЬ В ОТЕЛЕ - Театр Олега Табакова, режиссер Владимир Машков, артисты: Авангард Леонтьев, Ольга Красько, Сергей Угрюмов, Михаил Хомяков.

материал опубликован в журнале "Театральный мир"