2 сентября в Театре Маяковского открыли 98-й сезон. В этом году решили отменить традиционный масштабный сбор труппы, вместо этого руководство Театра, режиссеры и ведущие артисты встретились с представителями СМИ, чтобы рассказать о планах и ответить на вопросы.
В Театре Маяковского уже  ежедневно репетируют премьерные  постановки и спектакли текущего репертуара.  Со 2 сентября открылись двери для зрителей с соблюдением необходимых мер безопасности.

Художественный руководитель Театра Маяковского Миндаугас  Карбаускис  коротко объявил журналистам, что отменил сбор труппы, чтобы, учитывая ситуацию, не рисковать здоровьем своих сотрудников. Далее слово взял директор театра Александр Стульнев:

- Всех, в первую очередь, интересует, как нам удалось выжить в этот период. Так вот, если говорить о художниках и других специальностей, они могли хотя бы творить, а вот артистам пришлось туго: они были лишены самого главного – выходить на сцену перед зрителями. Что касается театра, то мы за пропавшие месяцы должны были показать 171 спектакль, на котором должны были побывать 67 тысяч зрителей, про потерянные деньги я даже говорить не буду. Но я хочу воздать должное Правительству Москвы, Департаменту Культуры, которые нам существенно помогли.

К сожалению, давно запланированные гастроли пришлось отменить, в первую очередь, как вы понимаете, мы не поехали в Китай, куда должны были везти наш «Русский роман».

Про меры безопасности: на наше счастье, сидушки с кресел в зале снимаются, и нам не пришлось  сажать на зрительские места в шахматном порядке черные манекены, как это сделали в одном из московских театров. В то же время, мы идем навстречу зрителям, пришедшим одной компанией – сажаем их вместе, соблюдая от остальных зрителей расстояние в полтора метра.

Миндаугас  Карбаускис  сообщил представителям прессы, что 29 сентября и 1 октября на Сцене на Сретенке состоится премьера спектакля «Дикарка»  по пьесе Александра  Островского, и Николая  Соловьева  и передал микрофон режиссеру-постановщику  Юрию Иоффе:

- Обычно, когда мы встречаемся в начале сезона, обмениваемся грандиозными планами, а сейчас нет ни апломба, ни красивых жестов, просто идет работа. Анатолий Эфрос, разбирая во время репетиции одну сцену, как-то сказал, что воробьи дерутся за крошку и посматривают вверх, где над ними кружит сокол. Вот мы сейчас, примерно, так себя чувствуем: репетируем и прислушиваемся.  Вот в Театре Вахтангова два человека заболели коронавирусом, репетиции отменили, так что приходишь каждый день домой и беспокоишься. На репетициях-то мы, понятное дело, обо всем забываем…

30 и 31 октября на Сцене на Сретенке состоится премьера спектакля «Семейный альбом»  по  пьесе Томаса  Бернхарда  в постановке Миндаугаса Карбаускиса.  Главный режиссер предварил свою постановку так: «Я принял для себя решение, что зрителей будет немного, поскольку эта пьеса – не для всех. Она касается темы фашизма и целого клубка проблем. Когда-то я ставил в МХТ  спектакль «Копенгаген» с  Олегом Табаковым,  Борисом Плотниковым и Ольгой Барнет, и зрители не выдерживали серьезных разговоров на сцене, начинали уходить в антракте, так что я привык, что остается примерно треть зала.  «Семейный альбом»  я репетирую с Евгенией  Симоновой, Галина Беляевой,  Михаилом Филипповым.

В середине декабря маяковцы покажут зрителям спектакль по пьесе Виктора Розова «В день свадьбы». Премьера состоится на Малой сцене Театра Маяковского. В  постановке педагога курса, режиссера Анастасии Имамовой будут заняты студенты Мастерской и артисты «Маяковки».

В январе комедию Оскара Уайльда  «Как важно быть серьезным» поставит режиссер Анатолий Шульев. Одну из главных ролей исполнит народная артистка РСФСР Светлана Немоляева. 

Анатолий Шульев:

- Когда я задумал ставить «Старшего сына», это было глубоко личное. Вампилов помог мне выйти из депрессии, я тогда подумал, что мои эмоции совпадут со многими людьми в зале. Во время самоизоляции, просматривая в интернете очередной сериал про пандемию, я начал с удовольствием  внимательно рассматривать живопись девятнадцатого века, красивые фильмы и решил, что людям тоже захочется прикоснуться к изящному, прекрасному, поэтому взялся за Оскара Уайльда.

На начало апреля запланирована премьера спектакля «Школа жен» - сценическую версию Дмитрия Быкова (он же и автор перевода) знаменитой французской комедии Мольера поставит молодой режиссер Максим Меламедов, который с нового сезона принят в  штат Московского академического театра им. Вл. Маяковского. Постановка станет первой работой режиссера в стенах «Маяковки».

Главную роль в спектакле исполнит народный артист России Анатолий Лобоцкий.

Максим Меламедов:

- Леонид Ефимович Хейфец учил нас тому, чтобы быть простыми людьми, доходить до правды жизни. Сейчас время понтов, от маленьких успехов легко съезжает крыша, но я всегда помню слова Учителя: на первом месте у режиссера должна быть работа с актером….

 Директор театра Александр Стульнев на вопросы журналистов о ремонте и реконструкции исторического здания театра ответил:

-  Пандемия задержала реконструкцию нашего здания – памятника архитектуры всероссийского значения. Театр находится в радиусе километра от Кремля, а все, что входит в эту зону, изучается предельно внимательно.  Фасад нашего здание проектировал молодой Федор  Шехтель, еще учась в институте, так что все будет обязательно сохранено  и восстановлено, вплоть до башенок.

Затем пресса обратилась с вопросами к артистам, чем они занимались в эти долгие месяцы разлуки с театром, и каково им было в самоизоляции.

Светлана Немоляева:

- Я в театре служу более пятидесяти, черт возьми, шестидесяти лет, и вот впервые целых полгода не работала. Это ужасно, и я не представляю, как все будет дальше. Еще эта рассадка… я прямо физически страдаю, когда вижу пустые места в зрительном зале, хотя я плохо вижу, но я их ощущаю…

Евгения Симонова:

- А я, в отличие от Светланы, буквально наслаждалась: у меня в жизни не было такой длинной паузы, даже, когда я родила двух дочерей. Я тогда быстро выходила на работу. А тут столько времени я побыла на даче с семьей, позанималась домашними делами. Мне совсем не было скучно. И вроде долгие пять месяцев текли, а вот сейчас вышли на работу, и они сразу схлопнулись, и все... 

 

98-й сезон  открылся премьерным спектаклем «Старший сын» по пьесе Александра  Вампилова (режиссер Анатолий Шульев) с Игорем Костолевским в главной роли.

фото: Сергей Петров

         Лариса Каневская