Уроки самарской режиссуры

Шестой по счету фестиваль «Уроки режиссуры» завершился спектаклем  Самарского академического театра драмы «Тартюф». Более достойного  завершения конкурсной программы театрального фестиваля трудно представить. Давно московские театралы с таким наслаждением не внимали классической постановке. В спектакле режиссера Александра Кузина  уважение к одному из самых знаменитых текстов Мольера гармонично сочетается с роскошными костюмами художника Янина Кремер, стильными  декорациями художника Кирилла Данилова и высоко профессиональными  актерскими работами.

Большой зал РАМТа был переполнен – то ли самарская диаспора пришла поддержать своих земляков, то ли организаторы фестиваля постарались пригласить зрителей, а может, сами москвичи устроили аншлаг, руководствуясь сарафанным радио, гласящим,  что столь качественный спектакль не стоит пропускать. 

Художники Кирилл Данилов и Янина Кремер организовали на сцене настолько уютное пространство, насколько только может быть уютной роскошь. Спектакль оформлен в приятных, ласкающих глаз кремово-сливочных тонах. Богатый дом господина Оргона напоминает  классический театральный зал с ложами в два яруса, хрустальными люстрами и тяжелыми бархатными драпировками. Костюмы выдержаны в стиле времен Жана Батиста Мольера, что не мешает артистам свободно и современно владеть своим телом.

Надежный и комфортный семейный мир начинает рушиться потому, что в дом проник тайный враг. Врага давно раскрыли все домашние, но для месье Оргона (Владимир Сапрыкин) и его деспотичной упертой маменьки госпожи Пернель (Елена Ивашечкина) господин Тартюф (Денис Евневич) милей родных и близких. Словно загипнотизированные хозяева молятся на лживого святошу, не замечая фальши и подличанья. Госпожа Пернель, нетерпимая к чужому мнению, готова своей деревянной клюкой разнести весь дом, поколотить искателя правды внука Дамиса (Владимир Морякин) и не в меру шуструю горничную Дорину (Влада Филиппова). В тот момент, когда все  пытаются открыть ей глаза, разбушевавшаяся бабушка, походя оскорбляет невестку Эльмиру (Наталия Прокопенко), обижает тишайшую внучку Мариану (Ольга Жукова) и гневно удаляется, оставив домашних в недоумении. 

Ум месье Оргона (Владимир Сапрыкин) заморочен сладкими речами интригана, ловко преследующего собственную выгоду. Оргон почти влюблен в Тартюфа (Денис Евневич), подменившего настоящий мир фальшивой ханжеской моралью. Более никто и ничто для Оргона не существует – ни жена, ни дети, ни богатство. Взбешенный «клеветой» на любимца, глава семьи выгоняет из дому сына Дамиса (Владимир Морякин), а проходимца Тартюфа назначает своим наследником, еще больше одаривая ласковой заботой и доверием. Артист Владимир Сапрыкин блестяще представляет беспокойного, не уверенного в себе главу семьи, оболваненного льстивыми речами. Оргону, страждущему духовности и гармонии, Тартюф, переполненный поверхностными религиозными  доктринами, уверенно проповедует духовное очищение и стоицизм, сам же тайно зарится на его жену и весомые материальные ценности.

Актерские работы вполне заслуживают тех самых длительных аплодисментов и криков «браво», которыми в финале наградила самарский театр московская публика. В некоторых сценах было невозможно удержаться от одобрения монолога Андрея Нецветаева, на одном дыхании выпалившего длиннющую речь своего Клеанта. А с каким удовольствием следили зрители  за живой мимикой Марианы (Ольга Жукова) – покорной, воспитанной в традициях того времени барышни, наблюдая все признаки отчаяния и зреющий бунт против деспотического стремления отца выдать ее замуж за отвратительного  Тартюфа, нет, уж лучше в монастырь!

Дорина (Влада Филиппова) – дерзкая остроумная смелая, преданная горничная Марианы. Она любит хозяев, несмотря на всю их непутевость. Вдоволь насладившись забавной сценой ссорящихся и расстающихся навечно возлюбленных – Валера (Максим Горюшкин) и Марианы (Ольга Жукова), Дорина легко их мирит, помогая беспомощной молодежи дельными советами.

Эльмира (Наталия Прокопенко), жена Оргона – чудо, как хороша. Красота, достоинство и честь – ее оружие, с которым она, в конце – концов, побеждает ловкого Тартюфа.

Наконец, главный герой Тартюф в исполнении Дениса Евневича – блистательно отработанный образ. С первого появления его лукавый, почти ленинский прищур вызывает в зале смех. Как он умудрился с такой  прохиндейской рожей влезть в душу? Господин Оргон полностью доверяет  Тартюфу, потому что фанатично верует. Видели бы вы «честный» взгляд его новоявленного «духовника»!

Пелену с глаз мужа снимает умная Эльмира, да только поздно – Оргон уже на грани полного разорения, уже грянул гром, обрушились портьеры (сюрприз от художника Кирилла Данилова). Все было бы кончено, если бы не своевременное вмешательство закона. Декорации стремительно раздвигаются, из глубины сцены в золотых лучах широкой публике на несколько минут является фигура Людовика XIV, звучат фанфары, гимны, литавры и все такое прочее. Справедливость торжествует.

А что было делать драматургу и режиссеру Жану Батисту Мольеру? Без королевского покровительства ему не реализовать своих блестящих замыслов, а мировому театру пришлось бы остаться без гениального литературного наследия, так что простим вынужденный реверанс в сторону власти.

Режиссер Александр Кузин заканчивает свой спектакль немой, почти  гоголевской сценой – тут каждому найдется, о чем подумать.