Работа над ошибками

Театр Антона Чехова, кажется, не затронули традиционные и новейшие театральные битвы за или против употребления ненормативной лексики, политических намеков, провокационной сценографии, переписывание классиков и пр. Художественный руководитель театра Леонид Трушкин вот уже добрую четверть века неторопливо ведет свой театральный корабль между Сциллой и Харибдой враждующих кланов критиков, между многочисленными фестивалями и премиями, новой драмой и вербатимом, умудряясь никого не задеть, ни на что не претендуя, кроме собственноручно отобранных пьес и своей верной публики. И при такой ненавязчивости большой зал театра Эстрады и немалый театра Надежды Бабкиной неизменно заполняются зрителями именно в те вечера, когда на афише - спектакли театра Антона Чехова.

В прошлом сезоне театр Антона Чехова премьерные спектакли по пьесе Фостера «Забор» собрали все возможные аншлаги. Пьесу канадского драматурга Норма Фостера специально для Леонида Трушкина перевела Марина Оболенцева (бывший директор театра, ныне живущая в Канаде). Некоторые критики снобы считают Фостера легковесным, а его пьесы - заурядно бытовыми, но широкая публика голосует, как говорится, рублем и с удовольствием идет в театр. Норм Фостер, сын рабочих кварталов провинциальной Канады, начавший писать в тридцать лет, своих героев «не высасывает из пальца», он хорошо знаком с ними, он сам – один из них.

Сюжет пьесы прост, как жизнь, в которой все банально, пока это касается кого-то другого, а не лично вас: обида, измена, разлука, одиночество, любовь, отсутствие работы, тоска… Прямая речь героев лишена пафоса и легко находит дорогу к сердцу каждого зрителя.

К отцу после тринадцати лет разлуки приезжает взрослый сын - Дрю (Иван Добронравов), оставшийся без работы и семьи, как когда-то и сам отец - Гарри (Федор Добронравов). Они очень похожи (то, что актеры Добронравовы - на самом деле отец и сын, придает спектаклю пряную остроту и особый зрительский интерес), а одноименные заряды, как известно, отталкиваются друг от друга. Напряжение в отношениях дает сильный ток, происходит замыкание, взрыв.

В постановке, как и в пьесе, нет лишних деталей, нагромождений – все связано и оправдано до последнего гвоздика на вешалке. К Гарри давно ходит славная добрая соседка Джин (Инга Оболдина), варит ему по утрам жутко крепкий кофе, полагая, что он любит именно такой. А суровый Гарри не может дать слабину и признаться в нелюбви к крепкому кофе и в любви к этой женщине, и также в том, что все тринадцать лет невыносимо скучает по сыну. И вот появляется Дрю, привычный режим ломается, рушатся устои, каждый понимает, что «любовь» - не просто слово, которое боязно произнести. Оказывается, Джин и Гарри – не просто соседи, удобно скрашивающие одиночество друг другу. Смешная неуклюжая Джин оказывается тонкой и мудрой женщиной, благодаря которой, отец с сыном находят в себе силы признаться в простых человеческих слабостях.

Всегда органичный в любой комедии Федор Добронравов тут неожиданно серьезен, но не менее органичен. Снимая со своего хмурого героя жесткую шкуру волка-одиночки находит такие нежные чувства, что его Гарри на глазах преображается, становится счастливее, заодно делая мир вокруг добрее. Так и не починенный им забор, окончательно рушится за ненадобностью. Кроме сына, Гарри обретает еще и внука, которого можно было бы потерять, если б все повторилось сначала. Счастье в том, что пока ребенок маленький, еще можно все исправить, главное, проделать работу над ошибками, и отцу, и сыну.

Театру Антона Чехова снова удалось "зацепить" зрителей. Посмеявшись и поплакав, зрители выходят со светлыми лицами. Сопереживание всегда очищает. Теперь , главное, успеть поработать над своими ошибками.