«Мы стараемся учитывать самые разные предпочтения и вкусы зрителей. Кому-то интересен легкий жанр, кто-то любит экспериментальный театр. Творческие достижения последних лет позволяют утверждать, что наш театр вырвался из тесных рамок провинциальных подмостков, поэтому мы должны соответствовать трендам современного театрального мира и не опускать свою планку.

Любите театр! Ходите в театр! Это продлевает жизнь!»   - Дмитрий Месхиев, художественный руководитель Псковского академического театра драмы им. А. С. Пушкина (обращение к зрителям на сайте театра)

- Какова сегодняшняя концепция знаменитого пушкинского фестиваля, который в Пскове проходит уже в двадцать восьмой раз?

- Концепция такая: показывать псковским зрителям разнообразную палитру хорошего театра. Мы поделили наш фестиваль на несколько слотов: есть слот спектаклей по Пушкину, если таковые находятся хорошие, и мы можем их привезти. У нас есть слот русской литературной классики. Есть современная драматургия и экспериментальный театр. Из этих четырех слотов мы и составляем программу фестиваля. Если показывать спектакли только по произведениям Пушкина, как это было раньше, то их не так много, а еще меньше хороших, то есть мы были бы вынуждены собирать по всей стране ежегодно некачественные постановки. Зачем нам такие узкие рамки? И современному зрителю будет не так уж интересно. Своей новой концепцией мы развязали себе руки, чтобы с разных уголков страны довозить до Пскова достойные спектакли. Например, кто доедет до далекого маленького Лесосибирска? А оттуда  на наш фестиваль приехали прекрасные «Мертвые души. Том 2».

- В связи с вашей заботой о псковском зрителе, хочу поддержать замечательную идею показывать спектакли дважды, чтобы как можно больше людей смогло их увидеть.  Я не видела ни на одном фестивале ничего подобного.

- Да, мы стараемся, если есть возможность, показывать спектакли дважды.

- Чем отличается руководство театром от руководства киносъемочной группой? Где-то, может, легче?

- Тяжело и там, и там. Однако, история съемочной группы одноразовая: ты набираешь команду на фильм - поработали, сняли, разошлись. В театре же и административная часть театра, и труппа – это люди, с которыми надо выстраивать отношения и работать продолжительное время.  Конечно, мой многолетний опыт режиссерский и продюсерский, опыт руководства большим количеством людей  помогают, но поставить спектакль – совсем не то, что снять фильм.  В театре крайне важна атмосфера. Нужна определенная работа не только в труппе, но и среди административных работников. Важно, когда бухгалтерия понимает, что она работает в театре. Я требую, чтобы у меня все работники ходили на прогоны, смотрели спектакли, чтобы они понимали результат своей работы, чтобы они видели, ради чего мы все это делаем…

- Конечно, театральный бухгалтер не должен быть обычным бухгалтером.

 А как вы относитесь к артистам? Как к капризным детям или они - такие же сотрудники театра, как бухгалтер или администратор?

- С одной стороны, к ним нужно относиться как к сотрудникам театра, они  работают, получают зарплату, у них есть определенные обязательства – профессиональные и дисциплинарные. С другой стороны, в театре к каждому артисту нужно относиться с учетом его характера, эмоционального фона, учитывать его желания и хотелки. С моей точки зрения, в театре главное – артист. Вот в кино, главное – режиссер, а на театре – артист. Я стараюсь приглашать в наш театр разных режиссеров, чтобы разнообразить палитру режиссерских школ – для артистов это очень полезно. С каждым артистом, мне кажется, нужно выстраивать свои отношения, важно, чтобы не было любимчиков…

- Это сложно…

- Ну, даже, если они есть, это нужно тщательно скрывать. Не все артисты играют главные роли, при этом они – важная составляющая труппы, и они – очень хорошие артисты. Мы осознанно сильно не расширяем труппу, чтобы артисты были постоянно заняты, много играли. Когда артист мало репетирует и мало играет, это ему профессионально  никак не годится.

- Для занятости ваших артистов есть все условия: множество самых разных площадок.

- Мы стараемся, мне самому нравится, когда одновременно работает несколько площадок. У нас были дни, когда одновременно  спектакли шли в кафе театра, на малой сцене, в новом зале, а днем еще два спектакля «Беби-театра» - вот это кайф!

- Это вы так скоро Театр им. Вахтангова догоните – у них на шести сценах идут спектакли…

- Ну, мы – театр маленький, у нас нет стремления, кого бы то ни было догонять, важно, чтобы мы все время двигались вперед, жили интересной разнообразной жизнью и играли хорошие спектакли. У меня нет амбиций стать первым театром среди региональных.  И скажу так: мне очень нравится работать в театре. Я даже не предполагал, с какой радостью и с каким удовольствием буду управлять театром. Я профессионально несколько лет назад заново родился, не знаю даже, что теперь я люблю больше – театр или кино.

- Как замечательно! Театр - гораздо более живое искусство, чем кино. Кинорежиссер может сделать десятки дублей, выбрать один, и тот уже останется запечатленным навсегда. В театре же каждый спектакль может пройти по-разному, и в этом – своя прелесть. Потом еще, театральный режиссер может бесконечно усовершенствовать свою постановку, привнося какие-то детали, интонации…

-  Когда вживую все делается, режиссерски – это совсем другая работа. Я не боюсь работать с артистами, и я знаю, что умею это делать, но композиционно, пластически, это все другое. У многих кинорежиссеров, которые бегут и ставят на большой сцене большие постановки, часто они не получаются, потому что в театре – другие законы работают.

- И тогда сразу вопрос про вашу собственную премьеру на Малой сцене Псковского академического театра им. Пушкина.  «Сережа очень тупой» - ваш настоящий драматический дебют?

- Скажем так, я многое делал на сцене много музыкальных вещей с композицией с конферансом, но драматический спектакль по пьесе поставил впервые. Мы с артистами многое придумали заранее, я им давал возможность проявить их фантазию, занимались ничем не ограниченным творчеством.

- Блин получился не комом.

- Это ж все-таки полублин, я как-то в режиссуре чего-то сделал, оладушки всякие пек всю жизнь. И честно скажу: я этой работой доволен. Она может кому-то нравится и не нравится, и этим я тоже доволен. Кто-то не понимает, а кто-то видит что-то свое и в абсолютном восторге. Я совершенно не боюсь критики, понимаю, что я - не роза, и не могу нравиться всем, но мне самому театральный процесс очень понравился. Я боялся, как высижу несколько месяцев в зале, и у меня не будет разных объектов, смен обстановки и т.п. Но дело в том, что в театре – более глубокая работа, более серьезный разбор каждой роли, ситуации, характеров. В кино, отрепетировав с артистами в гостиничном номере, точно повторить эту сцену на съемочной площадке невозможно, поскольку она диктует свои вещи, камера видит несколько по-другому, чем человеческий глаз. А в театре – то, что вижу я, увидит и зритель. Важное отличие театра от кино.

- Театр – как увеличительное стекло. В кино нельзя так эмоционально существовать как на сцене, когда нужно накрыть зрителей до самого последнего ряда.

- Я абсолютно заболел театром, моя профессиональная (и не только) жизнь развернулась.  Я о кино даже почти не думаю, все время – о театре. Театр сейчас для меня – главное.

 

декабрь 2021 года