УГОЛОК ЖИВОГО ЗРИТЕЛЯ

БАЛЕТ БУДУЩЕГО, ГЕНЕРАЛЬНАЯ РЕПЕТИЦИЯ

на сцене Большого театра - премьера балета Джона Ноймайера «Анна Каренина»

 

 

Вот, спрашивают: ну как и стоит ли идти? Кстати, не вижу в этих вопросах ничего странного. Конечно, чтобы составить мнение, лучше увидеть самому, но билеты (которых, кстати, давно нет в продаже) приходиться добывать по таким совершенно ненормальным ценам, что вопрос этот – стоит ли идти, сегодня звучит нормально абсолютно.

Ну, что я могу сказать о балете Джона Ноймайера по мотивам толстовской «Анны Карениной», если кому интересно ? Прежде всего, тут ключевое слово - «по мотивам». Чего вы не увидите точно, так это классического сюжета . Надо сказать, что все персонажи присутствуют: и Анна, и муж ее Каренин, и Вронский, и Кити, и Долли , и Левин и все остальные прочие. Но они все совершенно не такие , как нам бы хотелось. Каренин, например – успешный политик, и балет начинается с предвыборного митинга, в котором он участвует. Анна , таким образом, совершенно не жена чиновника, застегнутого – в прямом и переносном смысле слова - на все пуговицы, а супруга очень известного, яркого и востребованного, допустим, сенатора. Он окружен телохранителями , невероятно занят и редко бывает дома. По сему, Анна скучает в одиночестве, что отчасти приближает ее к толстовскому оригиналу. Вронский - наверное, все-таки офицер, но об этом начинаешь догадываться ближе к концу действия, потому что первые полтора часа он существует на сцене в спортивных трусах и майке с номером 89 на груди. Вронский со своим полком готовится к игре в лакросс, как написано в программке. Гугл поясняет мне, что «лакросс - это контактная спортивная игра с использованием резинового мяча и клюшек с длинной ручкой.» Собственно, этой длинной ручкой Вронскому и наносят удар в лицо , от чего он теряет сознание, а Анна кидается к возлюбленному на грудь, чем обнаруживает их связь . В принципе , у Толстого происходит похожее событие – только на скачках. Вронский, если помните, там падает с лощади. Так что , сюжет не нарушен. Не нарушен он и появлением в деревенском пейзаже Левина на тракторе под песню «Moonshadow» Кэтэ Стивенса, которую музыкант исполнил ее приблизительно в 71-ом году прошлого столетия. Наоборот, благодаря этой музыке, наконец, становится понятно, о какой эпохе идет речь, поскольку до этого какие либо указания на время действия - путем сценографии или костюмов - отсутствовали.

Стива изменят Долли даже покруче , чем в романе великого русского писателя – не только с гувернанткой, но и с балеринами Большого театра. Ноймайеровская Долли в отличие от Долли оригинальной ведет себя крайне резко и скандально. Застигнув неверного мужа в постели с домработницей, она кидает в него бумажным пакетом с продуктами и только после этого заливается слезами. Стива, вдев в штаны только одну ногу, бегает по сцене и рычит от отчаяния. Делает это, кстати, очень художественно . Между мамой и папой снуют несчастные дети и пытаются помирить их.

Обручение Кити и Вронского больше всего напомнило «пати» с моими иностранными сотрудниками в конце 90-х. Тогда иностранцев в Москве работало много, они периодически приглашали к себе «на рюмочку». С ужасом вспоминаю эти скучные и вечера, и бессмысленные светские разговоры о том, о сем. С какими-то тарталетками и канапе , которые нужно было есть навесу, вместо нормального человеческого угощения.

Короче, история , рассказанная нам великим хореографом американского происхождения - очень и очень «по мотивам». Главное же – он вложил в нее абсолютно свой смысл. Он состоит в том, что судьба или рок настигает человека, как бы человек не пытался от них уйти. И это рок в балете Ноймайера представлен в виде рабочего в оранжевом костюме, который попал под поезд в день первого знакомства Анны и Вронского ( помните у Толстого?). Здесь этот человек бесконечно преследует Анну и Вронского, напоминая им ежесекундно, что гибель неизбежна и дни сочтены. Толстой, если я правильно помню, хотел сказать своим романом про Анну совершенно другое. Если честно, то мне показалось, что Джон Ноймайер взял это название исключительно потому, что оно является кассовым. И что? Формально он имеет на это право. А вот дальше начинаются этические и всякие другие вопросы… Потому , что балет, на самом деле - потрясающий! В эту достаточно абсурдную для тех, кто знает настоящую , историю Анны помещены невероятные исполнители, которые изумительно, невероятно танцуют. Движения придуманы гением – это не вызывает никаких сомнений. Вообще хореография такая, что захватывает дух! Недаром , Ноймайера называют «абсолютным» хореографом. Анна и ее сын Сержа так исполняют свою встречу после долгой разлуки, что хочется плакать. Сжимается сердце, когда раздвигаются стены и бездна поглощает хрупкую фигуру Анны Карениной, раздавленной то ли роком, то ли поездом. Стильная декорация, прекрасная музыка. И какой захватывающий сюжет! Должна сказать, что мало есть балетов, за действием которых интересно следить. Как правило, смотришь на исполнителей и оцениваешь их профессионализм. Да, это , конечно, не «Анна Каренина» Толстого, но поскольку сюжет знатокам творчества этого писателя и так хорошо известен, то возникает дополнительный интерес – следить за отклонениями от него. «Анна Каренина» Джона Ноймайера – ,несомненно, талантливая трансформация русского романа. Это выдающийся хореографический спектакль, который точно войдет в историю мирового танца. Узнают ли потомки в нем роман Льва Толстого? Скорей всего нет. Но важно ли это для такого искусства как танец – вот вопрос. А еще вопрос – можно ли так вольно обращаться с классикой? Но пусть на эти вопросы отвечают профессионалы. Если смогут. А я всего лишь зритель. Еще пока живой….