ОДИНОКИЙ ГОЛОС ДРУГОГО ЧЕЛОВЕКА,
Или почему спектакль «Особые люди» в театре на Малой Бронной – явление уникальное
Когда-то , много лет назад, в Петербургском университете, где я изучала журналистику, нам буквально вложили в голову фразу о тот , что «газета – не только коллективный пропагандист и агитатор , но и коллективный организатор». Эти слова Ленина меня тогда , в 90-е, смешили и казались картонными.
Странно, но почему-то именно их я вспомнила их на спектакле «Особые люди». Нет, конечно, он совершенно о другом, но я вдруг увидела собственными глазами, как легко театр может объединить одной идеей многих людей. Что спектакль способен стать не просто произведением искусства, но и большим социальным проектом, в который вовлечены люди разных национальностей, возрастов и профессий. Проектом, который помогает жить и быть счастливым. По сути – именно таким организатором, соединяющим людей, которые устали бороться в одиночку.
Жанр, в котором поставлена пьесы, его режиссер Сергей Голомазов определил как «необычный спектакль». Так прямо на афише и написано : «Особые люди. Необычный спектакль». Он посвящен родителям детей с особенностями в развитии. Наверное, в самом деле, нет ничего страшнее, чем услышать от врача известие о том, что ваш ребенок родился с синдромом Дауна или ДЦП, что он – аутист, и никогда - никогда ! -уже ваши отношения с ним не будут как у нормальных людей. Более того - вам скорей всего придется поставить крест на своей жизни и карьере, посвятить себя поискам денег и врачей. Вам придется каждый лень бороться за выживание, ценой невероятных усилий учить и воспитывать , защищать и ограждать. Каждый день, каждую минуту. До конца ваших дней. Но самое главное – когда вас не станет, выросший «особый ребенок» окажется в психиатрической больнице, потому что у нас в России нет никаких других специальных учреждений для содержания таких людей. Могу признаться, что лично я , слушая эти слова, произнесенные со сцены спокойно и сухо , думала только об одном – какое счастье, что со мной не произошло ничего подобного! Хотя , если разобраться в медицинских терминах, то «особенности развития» - не болезнь, в способ жизни. Но как нам – нормальным, обычным, среднестатистическим – приспособиться к нему, понять и принять? Очень трудно. Иногда невозможно. Особенно – в России. Никто на знает , почему ребенок рождается не похожим на других. Малопонятно как лечить, как развивать и воспитывать. Но зато уже есть фонды, предлагающие родителям отдавать таких детей в приемные семьи на Западе или в Америке. Там, оказывается, есть огромное число желающих взять именно «особого ребенка». И главное – там есть врачи, клиники, уход и обеспечение до конца жизни. А у нас в России нет. И не будет в ближайшее время. А может быть – и никогда. Поэтому наши родители оказываются перед чудовищным выбором – оставить или отдать. Об этом спектакль. Он основан на реальных событиях, письмах, дневниках и интервью.
Действие происходит на Малой сцене, и это определяет тональность, форму, сценическое решение. Актеры – перед нами, их эмоции – открыты, а значит – невозможно халтурить и наигрывать. Но , по большому счету, это невозможно в принципе. Сергей Голомазов погрузил их в камерную атмосферу, принизанную болью и страданием настолько, что иногда казалось, что по-настоящему, плачут не только в зале, но и на сцене. Какая уж тут халтура? Я вообще считаю, что настоящий актерский подвиг - прикоснуться к такому материалу и не побояться этого. Ведь это именно тот случай , когда просто нельзя быть плохим актером. Нельзя! Уровень мастерства , конечно же , задает Вера Бабичева , но ей старается соответствовать и молодежь – Владимир Яворский ,Екатерина Дубакина, Олег Кузнецов, Юлиана Сополева, Екатерина Седик, Леонид Тележинский. Роль чиновника прекрасно исполняет Максим Шуткин. И даже персонажи без слов впечатляют – Сергей Кизас, Егор Барановский. Особенно выразительной мне показалась Полина Некрасова. Не проронив за все действие ни одного слова, она создала свой трагический образ жестами, пластикой, выражением глаз, даже спиной.
Спектакль идет два с половиной года, но даже за это время количество детей, рождающихся с подобной патологией ,выросло. Еще недавно на десять тысяч детей появлялся всего один такой. Сегодня один – приблизительно на сотню. Вообще, цифры и факты , приведенные в спектакле поражают, а узнаваемые ситуации в бюрократических коридорах наповал убивают своей безисходностью и чиновничьим беспределом. И главное - становится невозможным смириться с тем, что это так и будет продолжаться дальше…
Мне кажется для артистов Сергея Голомазова, да и для него самого, этот спектакль сегодня – не рядовая постановка. Это настоящее событие, которое длится не только во времени , но и в пространстве. «Особые люди» обьехали множество российских городов, был на гастролях в Германии, Абхазии, Латвии ( все сборы от постановки, кстати, перечисляются в центр лечебной педагогики) .Проблема особых детей существует повсюду, поэтому везде спектакль принимают с большим интересом. И не только поэтому. Дело в том, что рассказанное на сцене выходит за рамки частной истории отдельных семей. Лучше всего эту мысль выразил сам постановщик:
«…пьеса про страну — аутистов, про нас — аутистов. Разговор о проблемах особых детей, особых людей и их родителей, на мой взгляд, лишь предлог для размышления вокруг куда более глубоких проблем. Это разговор о нравственном аутизме. Это пьеса-протест, бунт, в какой-то своей части, почти социальный протест, против нравственной глухоты и равнодушия социума, общества, государства и, в конечном счёте, это разговор о разрушающей природе нашего глубокого невежества и жестокости по отношению к особости и необычности мышления человека, инакомыслию. Я это услышал в этом материале»
И последнее Спасибо театру еще и за смелость прикоснуться к теме, которая априори не является коммерческой и явно не привлечет тех зрителей, которые уверены - театр создан для того, чтобы развлекать. Художественный руководитель заслуживает за этот поступок самого большого уважения. Спектакли такого рода ( а их в Москве можно пересчитать по пальцам) вправе рассчитывать и на поддержку со стороны государства и очень бережное отношение к ним. Надеюсь, меня услышат.