«ONEGIN. X1X-XX1»
возрожденный спектакль Константина Станиславского прошел второй раз в Доме великого режиссера на Леонтьевском переулке
Я заметила, что события не только конкретной человеческой жизни имеют цикличность, но и - вообще общества. Ощущение, что мы движемся вверх по прямой, становясь все более развитыми - обманчиво. Мы явно движемся по спирали. Одни и те же обстоятельства с пугающей периодичностью возникают в жизни и тянут за собой прежние формы, немного , правда, обновленные. В культуре это - так просто очевидно. Так , сегодня важные и необычные, а иногда самые невероятные ее события находятся вне всего официального и статусного. Спектакли и исполнители, о которых говорят и пишут, существуют сами по себе, а те, о которых не говорят и не пишут – сами по себе. А это уже было. И не раз. Именно так происходило, например, тридцать лет назад, когда для того, чтобы увидеть что-то по-настоящему новое и захватывающее, нужно было спуститься в подвал, в котельную, в частную мастерскую, в маленький зальчик или никому не известный клуб. Там создавалось современное искусство. Остальные слушали «Песняров» и Эдиту Пьеху.
Сегодня происходит то же самое. Есть «культурный пласт», где раздаются премии, в котором копошатся критики и на который выделяются деньги – как государственные, так и частные. Меценаты почему-то гораздо охотнее поддерживают то, что на слуху. А между тем то, что не на слуху – тоже существует и поражает иногда своей незаурядностью , смелостью и талантам.
В Москве есть такие места.
Например, в Доме-музее Станиславского изредка проходят удивительные концерты и спектакли, о которых почти никто не знает. И это очень жаль. Они заслуживают внимания.
Недавно, случайно оказавшись там, мы попали на уникальное театральное действие. Его придумали и создали молодые артисты музыкального театра Станиславского и Немировича-Данченко, а также других коллективов Нам была дана, по-сути, домашняя опера, качеством постановки и исполнения которой могут похвастаться далеко не все российские музыкальные сцены. Режиссер и артист оперы, ведущий солист Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко, Дмитрий Зуев предложил свою версию «Евгения Онегина», поставленного более восьмидесяти лет назад самим Константином Станиславским. Дмитрий Зуев восстановил уникальный спектакль великого реформатора отечественной сцены и основателя Музыкального театра на Большой Дмитровке . И сделал это восхитительно! Прежде всего, несоменно достиг результата в своем стремлении к максимальной аутентичности, поместив действие в Онегинский зал дома-музея, где когда-то Станиславский и репетировал этот спектакль. Представление идет под рояль, как и постановка великого Мастера. В оформлении использованы фрагменты декораций оригинального спектакля. Очень тонко лирические сцены с восстановленной режиссурой Станиславского соединяются с современным театром. А какие голоса ! Какое прекрасное драматическое исполнение! Артисты оперы , оказывается . могут не только петь ,но буквально проживать сцены. Очень смешная Ольга ( Евгения Асанова, солистка ГАБТ) и очень серьезная Татьяна ( Наталья Петрожицкая, солистка МАМТ). Порывистый Ленский ( Александр Нестеренко, солист МАМТ)и высокомерный Онегин ( Дмитрий Зуев, солист МАМТ).
С детства знакомый текст зазвучал вдруг по-новому, и жаль Владимира, так глупо поддавшегося бессмысленному кокетству своей возлюбленной, и гордишься Татьяной, которая хорошо выучила урок о том как «властвовать собой» и устояла перед соблазном любви , которую обещал ей прозревший Евгений. И грустно за них обоих, так и не сумевших обрести счастье, которое было «так близко, так возможно»….
Короткий выход Гремина ( Алексей Тихомиров, солист «Геликон-Оперы») закончился настоящим шквалом аплодисментов. Невероятный голос в сочетании с благородством в движениях и осанке, произвел на зрителей сильное впечатление. Хочется перечислить и всех остальных участников спектакля: Ларина - Наталья Владимирова, солистка МАМТ, Няня – Екатерина Большакова, солистка камерной сцена ГАБТ, Трике – Кирилл Золочевский, солист МАМТ, Зарецкий – Богдан Петренко, художественный руководитель Московской хоровой капеллы мальчиков, Ротный, Гильо, испанский посол – Андрей Россиус. За роялем была Антонина Кадобнова.
Несомненно все эти актеры собрались , пожертвовав своей основной работой, чтобы сделать , возможно, то, что им не удается в жестких рамках больших театров. Попробовать по-своему, по-новому, по каким-то другим законам и с иной целью. Браво!