Гоголь – Центр вскрыл гнойники времени

Спектакль сочинил Савва Савельев, связав две актуальные параллели: гениальные тексты Андрея Вознесенского и художника Влада Мамышева Монро, меняющего лица и перерождающегося, то в Мерлин Монро, то в Адольфа Гитлера. Сегодня эти два персонажа остро выступают в контексте времени, обнажая его гнойники.

52 года назад в этом спектакле играл Вениамин Смехов и сегодня он в этом спектакле – герой, определяющий лицо времени! Связь времен, и круг замкнулся.

На сцене музыкант  Николай Комягин взрывает стены, как когда-то это делал Владимир Высоцкий. «Охота на волков» в исполнении Shortparis это – шок, который не отпускает! У каждого думающего человека сегодня сердце ломит боль, а здесь вырывается и летит и «кричит от удушья», как когда то кричал Владимир Высоцкий, кричит сердцем «спасите наши души - берегите ваши лица»!!! 

Интересная сценография и ироничная видеография. Лестница в небо - разверзнувшийся потолок. Сцена гадалки - ироничный пик человеческого невежества.  Спектакль  – «на острие ножа», параллели пронизаны сегодняшним днем, они горят огнем, внушая надежду, что все таки какая то часть человечества осталась с лицом, как сегодняшний зритель Гоголь – Центра. Такой как Александр Асмолов, побывавший на спектакле и вдохнувший воздух свободы, чести, красоты человеческого духа в этом театре!

Истории отношений художника и власти, художника и толпы повторяются в спирали времени.  При жесткой, безыдейной, подавляющей власти художнику всегда было, есть и будет невыносимо. Машина государственной цензуры не останавливается.  Охота на волков продолжается.  Вплетая в пьесу историю художника, живущего искусством, нездешнего, режиссер проводит параллель, а видео-вставки с демонстрацией работы системы распознавания лиц как бы говорят о том, что лучше и безопасней это лицо потерять, как советует Владику опытный чекист, грустя (в прочем не сильно) о своем, которое у него когда-то было. 

И над всем этим призыв художника и человека:

Очень

может всякое случиться,

Просим:

берегите ваши лица!

Время

обрывает наши лица -

В общем,

иногда они и лишни, -

В осень

и в иные катаклизмы

Просим:

не теряйте ваши лица!

Стихи Андрея Вознесенского актуальны  и для совсем молодых через Shorparis, культовую группу современной интеллектуальной молодежи.  По сути, судьба самого Гоголь-центра (а лучшего места и нельзя было и представить для этой пьесы) повторяет судьбу Таганки.  Культовый театр, территория свободы и мысли, гонимый и уехавший в итоге  главный режиссер и худрук, сложная судьба театра, пытающего сохранить свои коды. 

Это история страны, история культуры.

 

текст: Анна  Алексидзе

фотографии: Ира Полярная