Средь шумного бала…

В истории человечества не было такого

стремительного и насыщенного событиями времени, как ХХ век.

Двадцатый век - прекрасный и ужасный,  противоречивый и целеустремленный, яркий, многоцветный и черно-белый, оглушительно громкий и немой… Почти тоже самое можно сказать о новом спектакле «Бал» в МХТ им. Чехова. Постановка стала «чисто конкретным» авторским высказыванием, хотя идея – показать в танце историю века - не нова. 

Свое личное через  восхищение, удивление, претензии, любови и ненависти сложили вместе режиссер-постановщик Алла Сигалова и продюсер Константин Эрнст, а затем Алла Сигалова собрала и уложила все эти воспоминания в два часа сценического действия. В спектакле-калейдоскопе картинки сменяются почти с той же скоростью, с какой летит с экрана в зал паровоз братьев Люмьер, вызывая оторопь у зрителей. Таких моментов несколько: стремительные поезда мчатся, разделяя двадцатый век на важные вехи: революция, война, комсомольские стройки, еще одна война, олимпиада, Афганистан и пр.  На полном ходу век переписывал всемирную  историю, менял географию, разбирался с религиями, зарождал новые науки и все это отражал в искусстве. Поскольку все сферы человеческой деятельности  охватить невозможно, известные деятели культуры – Сигалова и Эрнст - предложили театральной публике через литературу, кино, живопись, музыку, телевидение  и, разумеется, театр, вспомнить вместе с ними, что и как это было.

«XX век. Бал» - постановка с размахом. Невиданное доселе количество и качество костюмов (часть – из коллекции историка моды Александра Васильева плюс  оригинальные костюмы художника Марии Даниловой) просто поражает. Пир зрительского восприятия дополняют световые эффекты (художник по свету Оскар Паулиньш). Тонкий прозрачный занавес-экран отделяет сцену от зала. Через него (или на нем) видно, как осыпается вишневый чеховский сад, как кружатся беспорядочные снежинки, отбившись от грозной метели, как струятся потоки июльского дождя, «заливая» сцену…

Безусловно, во-первых (а также, во-вторых, и, в-третьих…), это - красиво. Первое действие увлекает, как сбор красивых пазлов. Белоснежные костюмы аристократии начала века, феерические костюмы эпохи Серебряного века, декольте, мерцающий таинственный блеск, мундштуки, песни Вертинского - все это отменяют бушлаты и кожанки. Надвигается гражданская война, революция, комиссар (Ирина Пегова) из «Оптимистической трагедии» отжигает матросский танец «Яблочко». Герои «Бала» мелькают как кадры немого кино: Маяковский и Лиля Брик, Есенин и танцующая с алым  шарфом Айседора Дункан.

Потом балом начинают править люди в черном – бандиты и/или сотрудники НКВД, и вечер перестает быть томным - жуткое время, а сталинские соколы - снова в белом: физкультурники в почете («…я другой такой станы не знаю…»). Не успеваешь насладиться белоснежным выпускным вальсом, как мальчишкам вручают болотного цвета форму, девчонкам же остается лишь ждать и надеяться: на фоне военной кинохроники - знаменитое стихотворение Симонова «Жди меня».  Столько событий и перемен вместило первое действие, включая салют Победы, что второе действие после антракта сразу показалось  неторопливо затянутым. Другой темпо-ритм.  Романтичные прогулки под дождем, знакомые кадры любимых фильмов, переведенные на пластический язык, поэзия становится необходимой как воздух, песня «Ты у меня одна» звучит целиком, никто никуда не спешит, хотя и во второй половине века полно событий...

Оттепель, полет Гагарина - гордость за Отечество, и стыд – бьют стиляг, гонят хиппи, выжимают из страны Бродского.

Телевидение приходит в каждый дом, и человек с экрана становится ближе родственника для миллионов телезрителей. Грустного Леонида Енгибарова оттеняют веселые «А ну-ка девушки». Самая веселая и драматически законченная сцена - миниспектакль посреди спектакля - конкурс среди девушек – железнодорожниц. Как горят глаза у Жанны Степановны Драник (Ирина Пегова) – гарной дивчины, когда отбросив смущение, она выходит на телевизионную камеру и превращается в разбитную танцорку, уверенно захватив единственного партнера.

Позитивные воспоминания: знаковое выступление знаменитых фигуристов Ирины Родниной и Вячеслава Зайцева на чемпионате Европы под выключенную «недругами» музыку; популярные песни Визбора и Высоцкого, прощание с олимпийским мишкой…

Но на исходе века наивный позитив растворяется в агрессивном негативе: тяжелый рок, хлынувшие мутным потоком разнообразные «свободы»,  фарцовщики и проститутки, солдаты-афганцы, повсеместно нелегальные рынки, малиновые пиджаки, разборки…

Рушатся выстраданные, вколоченные с боями устои и уставы. В погоне за «золотым тельцом» позабыты Вера, Надежда, Любовь. 

Финал приводит в ступор: на экране  - Борис Ельцин с новогодним прощанием. Президент уходит накануне двадцать первого века, оставляя  страну Владимиру Путину, и последующее за ним новогоднее поздравление Путина – апофеоз спектакля. Народ, как водится, безмолвствует.

По словам автора идеи Аллы Сигаловой, спектакль стоило делать хотя бы для того, чтобы «молодые актеры, которые участвуют в постановке, многое узнали». Так что, пятидесяти актерам, занятым в спектакле, крупно повезло. А вечер воспоминаний получится у каждого свой. Людям, выросшим в прошлом веке, будет, что вспомнить, новым поколениям – что разгадать.

материал опубликован в журнале "Театральный мир" № 2 за 2019 год

https://www.facebook.com/media/set/?set=a.2056405527740306&type=1&l=dde6692803

фотографии Михаила Гутермана

спектакль "ХХ век. Бал", авторы либретто Алла Сигалова, Константин Эрнст, режиссер-постановщик Алла Сигалова, продюсер Константин Эрнст, костюмы - Александр Васильев, Мария Данилова, художник по свету Оскар Паулиньш