Главный герой (запомните имя этого актера - Александр Петров) прямо на глазах - из обычного современного молодого парня, только что потерявшего отца, страдающего от предательства матери, смертельно ненавидящего дядю - своего неожиданного отчима, трепетно любящего Офелию, взрослеет, мужает становится незаурядной трагической личностью, о которой говорят и спорят вот уже несколько веков. Молодой актер Александр Петров без всякой декламации и видимой значительности своего "я" умудряется достичь той необходимой нервности, рефлексивности, без которой Гамлета (одну из величайших ролей мирового репертуара) невозможно представить. Зримое ощущение его сомнений и преображения захватывает и держит в напряжении весь спектакль. Кажется, будто Гамлет озвучивает мысли, буквально в эту минуту пришедшие ему в голову. Такая зрелая профессиональная работа у начинающего артиста позволяет надеяться, что в театральном мире появилась новая, настоящая, не дутая звезда.
Он не потерялся в ансамбле матерых профессионалов – Агриппины Стекловой и Андрея Ильина. Кристина Асмус пережила со своей несчастной Офелией все, что положено по роли, в том числе достойно выстрадала сцену сумасшествия, которая всегда сродни экзамену на актерское мастерство, эта сцена - лакмусовая бумажка профессионализма.
В ермоловском спектакле замечательный Полоний (Сергей Бадичкин) – его персонаж узнаваем настолько, что кажется героем современной драмы. Его попытки выслужиться, даже за счет собственных детей, его суетливость и нелепая бесполезная преданность производят сильное впечатление.
Гильдестерн (Павел Галич) и Розенкранц (Андрей Попов) - действительно полные уроды, и в такой трактовке предельно оправдано отношение Гамлета к таким «друзьям». Своим предательством они заслуживают именно тот финал, к которому старательно подводили любимого однокашника.
Хочется отметить могильщиков, они же - «артисты в "Мышеловке», они же – во всех эпизодических ролях (Антон Колесников, Александр Лобанов, Егор Харламов), они с удовольствием играют шутов, не жалея комических красок. Их присутствие очень оживляет каждую сцену и придает трагедии еще большие объем и глубину.
И, наконец, Клавдий (Андрей Ильин) – сильнейший соперник, просчитывающий намного ходов вперед, но не поспевающий за молодым Гамлетом, который от горя моментально взрослеет, на ходу вгрызаясь в правила дворцовых интриг. За Клавдием – хитрость и вероломство, за Гамлетом – ненависть и справедливое отмщение, за обоими – жестокость. Жестокий век, жестокие нравы. Ничего с тех пор не изменилось, больше внешнего приличия, суть прежняя.
В «Гамлете» Валерия Саркисова есть еще одна важная вещь: Клавдий действительно сильно любит Гертруду и не может без нее жить. Когда Гертруда (Агриппина Стеклова), пытаясь спаси сына, сознательно выпивает отравленное вино (впечатляет именно то, что сознательно) и умирает, Клавдий больше не сопротивляется смерти, подставляясь кинжалу Гамлета: без Гертруды ему незачем жить.
Гениальный Шекспир отлично разбирался в людях, потому, сколько бы театров ни ставили его вечные пьесы, они всегда будут современны, главное, чтобы это было сделано талантливо…
декабрь 2013 года