Отрадно наблюдать в Театре Ермоловой на спектакле «Гамлет» полный аншлаг, и аншлаг – вполне заслуженный. Впервые спектакль представили публике 20 декабря 2013 года и сразу же стало очевидным, что в ряду других московских «Гамлетов» ермоловский – не очередная версия, а абсолютно оригинальный спектакль. Шекспировская пьеса в постановке режиссера Валерия Саркисова (современный и очень внятный перевод Андрея Чернова) обрела новое свежее дыхание без специального осовременивания и новомодных перфомансов. Удачная сценография художника-постановщика Александра Орлова и интересные костюмы Андрея Климова дают возможность насладиться зрелищем и оценить по достоинству всю талантливую команду этого спектакля.

Глав­ный герой (за­пом­ни­те имя этого актера - Алек­сандр Пет­ров) прямо на гла­зах - из обыч­но­го со­вре­мен­но­го мо­ло­до­го парня, только что по­те­рявшего отца, стра­да­ю­ще­го от пре­да­тель­ства ма­те­ри, смертельно нена­ви­дя­ще­го дядю - своего неожиданного от­чи­ма, тре­пет­но лю­бя­ще­го Офе­лию, взрослеет, мужает становится неза­у­ряд­ной трагической лич­ностью, о ко­то­рой го­во­рят и спо­рят вот уже несколь­ко веков. Мо­ло­дой актер Александр Петров без вся­кой де­кла­ма­ции и ви­ди­мой зна­чи­тель­но­сти своего "я" умуд­ря­ет­ся до­стичь той необ­хо­ди­мой нервности, ре­флек­сив­но­сти, без ко­то­рой Гам­ле­та (одну из ве­ли­чай­ших ролей ми­ро­во­го ре­пер­ту­а­ра) невоз­мож­но пред­ста­вить. Зри­мое ощу­ще­ние его со­мне­ний и пре­об­ра­же­ния за­хва­ты­ва­ет и дер­жит в на­пря­же­нии весь спек­такль. Ка­жет­ся, будто Гамлет озвучивает мысли, буквально в эту минуту при­шед­шие ему в го­ло­ву. Такая зре­лая про­фес­си­о­наль­ная ра­бо­та у на­чи­на­ю­ще­го ар­ти­ста позволяет надеяться, что в театральном мире появилась новая, настоящая, не дутая звезда.


Он не по­те­рял­ся в ан­сам­бле ма­те­рых про­фес­си­о­на­лов – Агрип­пи­ны Стек­ло­вой и Ан­дрея Ильи­на. Кри­сти­на Асмус пе­ре­жи­ла со своей несчастной Офе­ли­ей все, что положено по роли, в том числе до­стой­но вы­стра­да­ла сцену су­ма­сше­ствия, ко­то­рая все­гда срод­ни эк­за­ме­ну на ак­тер­ское ма­стер­ство, эта сцена - лак­му­со­вая бу­маж­ка про­фес­си­о­на­лиз­ма.


В ермоловском спек­так­ле за­ме­ча­тель­ный По­ло­ний (Сер­гей Ба­дич­кин) – его персонаж узна­ва­ем на­столь­ко, что ка­жет­ся ге­ро­ем современной драмы. Его по­пыт­ки вы­слу­жить­ся, даже за счет соб­ствен­ных детей, его су­ет­ли­вость и неле­пая бесполезная пре­дан­ность производят силь­ное впе­чат­ле­ние.

Гиль­де­стерн (Павел Галич) и Ро­зен­кранц (Ан­дрей Попов) - действительно пол­ные уроды, и в такой трак­тов­ке пре­дель­но оправ­да­но от­но­ше­ние Гам­ле­та к таким «дру­зьям». Своим пре­да­тель­ством они за­слу­жи­ва­ют именно тот финал, к ко­то­ро­му ста­ра­тель­но подводили лю­би­мо­го од­но­каш­ни­ка.

Хо­чет­ся от­ме­тить мо­гиль­щи­ков, они же - «ар­ти­сты в "Мышеловке», они же – во всех эпизодических ролях (Антон Ко­лес­ни­ков, Алек­сандр Ло­ба­нов, Егор Хар­ла­мов), они с удо­воль­стви­ем иг­ра­ют шутов, не жалея ко­ми­че­ских кра­сок. Их при­сут­ствие очень ожив­ля­ет каждую сцену и при­да­ет тра­ге­дии еще боль­шие объем и глу­би­ну.

И, на­ко­нец, Клав­дий (Ан­дрей Ильин) – силь­ней­ший со­пер­ник, про­счи­ты­ва­ю­щий намного ходов впе­ред, но не по­спе­ва­ю­щий за мо­ло­дым Гам­ле­том, ко­то­рый от горя моментально взрос­ле­ет, на ходу вгрызаясь в правила дворцовых интриг. За Клав­ди­ем – хит­рость и ве­ро­лом­ство, за Гам­ле­том – нена­висть и спра­вед­ли­вое от­мще­ние, за обо­и­ми – же­сто­кость. Же­сто­кий век, же­сто­кие нравы. Ни­че­го с тех пор не из­ме­ни­лось, боль­ше внеш­не­го при­ли­чия, суть преж­няя.

В «Гам­ле­те» Валерия Саркисова есть еще одна важ­ная вещь: Клав­дий дей­стви­тель­но силь­но любит Гер­тру­ду и не может без нее жить. Когда Гер­тру­да (Агрип­пи­на Стек­ло­ва), пы­та­ясь спаси сына, со­зна­тель­но вы­пи­ва­ет отрав­лен­ное вино (впе­чат­ля­ет именно то, что сознательно) и уми­ра­ет, Клав­дий больше не со­про­тив­ля­ет­ся смерти, подставляясь кин­жа­лу Гам­ле­та: без Гер­тру­ды ему неза­чем жить.

Ге­ни­аль­ный Шекс­пир отлично раз­би­рал­ся в людях, по­то­му, сколь­ко бы те­ат­ров ни ста­ви­ли его веч­ные пьесы, они все­гда будут современны, глав­ное, чтобы это было сде­ла­но та­лант­ли­во…

декабрь 2013 года