В Московском театре «У Никитских ворот»  состоялась премьера спектакля «Убивец», по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». Автор постановки — Марк Розовский. По его словам, «прочтение Достоевского зиждется на литературном открытии Михаила Михайловича Бахтина, который назвал «Преступление и наказание» полифоническим романом, гениально обнаружив двойниковость и другие взаимоотражения в персонажей системе этого произведения».

 Роман Федора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание» считается самым известным и сложным произведением писателя, вошедшим в золотой фонд мировой литературы. Оно было написано в тяжелый период творческих переживаний и жизненных трудностей автора, и затрагивает глубокие проблемы, актуальные по сей день, иначе так много режиссеров не возвращалось бы к этой книге, желая ее инсценировать.

«Убивец» - не классический спектакль по мотивам Федора Михайловича, а, скорее, мюзикл - поэма. Такая подача классики  выводит показ на новый уровень, заставляя молодых зрителей смотреть и слушать «Убивца» не отрываясь.

 

Спектакль кажется сегодня чрезвычайно злободневным при том, что на лицах актеров - та самая печаль и даже скорбь, характерная для атмосферы произведений именно Достоевского. 

 

Главный герой Родион Романович Раскольников, которого блестяще сыграл Сергей Рожнов, предстал в совершенно ином образе: при чтении романа «Преступление и наказание» его жаль, а здесь, глядя на сцену, переживаешь другие  эмоции. Родион оказывается дерзким, хитрым и беспощадным человеком, которого действительно стоит опасаться. Его беседы с Соней Мармеладовой и Свидригайловым навевают одновременно тоску и выводят из себя, — такова реакция на его отчаяние и злобу.

 

Соня Мармеладова, роль которой исполнила Николина Калиберда, в свою очередь, создала  такой невероятно опрятный и чистый образ, что создалось  ощущение ее непорочности. Она ничуть не уступала Дуне (Кристина Айвазовская) в элегантности и стиле, выглядев вполне аристократично и ухоженно.

Вообще, надо отдать должное  костюмам героев, впечатляющих красотой и стилем, благодаря художнику Евгении Шульц.

 

Также хочется отметить работу Евгения Братякова, отвечавшего в постановке за свет, который был просто невероятным, волшебным. Многое из происходящего на сцене казалось в определенные моменты абсолютно нереальным, хотя в правдивости исполнения ролей сомневаться ничуть не приходилось.  

Мятежность духа Раскольникова, добросердечность Сони, упрямство Дуни, бесхребетность Мармеладова -  полностью раскрылись под музыкальное сопровождение (композитор Эдуард Артемьев).

«Убивец» — квинтэссенция сложности и трагичности жизни, которая порой преподносит устрашающие сюрпризы, и часто толкает человека на роковые поступки.

Текст: Анна Ретюнская

Фотографии: Владимир Виноградов, Роман Астахов, Елена Лапина

 

Драму «Сцены из супружеской жизни» знаменитого шведского  кинорежиссера, сценариста, театрального постановщика и писателя Ингмара Бергмана  собственноручно переписал и поставил молодой режиссер и артист Театра Розовского Сергей Уусталу. Его версия удивила старомодностью  трактовки. Кажется, будто автор спектакля «Супружеской жизни» – патриарх, законсервировавший  представление о жизни полвека назад, хотя в анонсе театра «У Никитских ворот» акцентируется именно «современный взгляд на любовь  и ненависть, ревность и измену, семью и одиночество».

Ингмар  Бергман изучал, по мнению критиков середины  прошлого века,   проблемы  «распада внешне благополучного современного буржуазного брака». В спектакле Сергея Уусталу у семейной пары – Юхана (Денис Юченков) и Марианны (Наталья Денисова) изначально не наблюдается никакого, даже внешнего благополучия.  Сценография Юрия Пышного и костюмы Евгении Шульц - словно вытащены из старого бабушкиного сундука. Возможно, когда-то эта бабуля была модной и зажигательной, но сегодня  лишь стопка пыльных чемоданов напоминают о неугомонности и легкости ее бытия, а старая потертая кровать не внушает никаких иных чувств, кроме тоски.

Начинается спектакль непонятным отчетом супружеской пары перед кем-то невидимым о прошедших десяти годах брака. Длится  эта сцена довольно невнятно и долго, словно на экзамене, когда зловредный педагог хочет «завалить» нерадивого ученика. Юхан и Марианна пытаются доказать, что у них – благополучная семья, да не выглядят они счастливыми ни на минуту, ни на грамм, ни на любую меру времени и весов.

Бергман писал о том, как незаметно подтачиваются узы брака, если нет общего смысла жизни и желания идти навстречу друг другу. Юхан уверен в своей неотразимости, пренебрежительно позволяя Марианне его любить. И всем, кроме Марианны, ясно, что Юхану не нужна ни ее красота, ни преданное восторженное обожание. Он не способен оценить доставшийся ему бриллиант – актриса Наталья Денисова играет женщину тонкую, почти совершенную, даже наивную «слепоту» другой бы почел за достоинство.

Насмотревшись на работе несчастливых браков, Марианна – судья по бракоразводным процессам, изо всех сил пытается сохранить семью, цепляясь за Юхана, стараясь соответствовать любым прихотям эгоиста и  истерика. В этой семье искренность отсутствовала изначально: каждый был движим своими тайными помыслами. «Скелетов в шкафу» предостаточно, правда, все они рассованы по пыльным чемоданам, которых не счесть.

Юхан настолько не вызывает сочувствия и симпатии, что к концу спектакля кроткая Марианна меня даже стала раздражать навязчивой преданностью откровенно блудливому мужу. Юхан жалуется жене, что устал от семьи, порядка, родителей, совместных планов, поэтому он уезжает в Париж с любовницей экспромтом (хотя все обдумал заранее), и жена его жалеет. То, что творит этот негодяй, и ангела выведет из себя, не зря режиссер позволил артисту раскачиваться на веревке, сверкая ботинками прямо над головами зрителей, так, что первым двум рядам приходится вжимать головы в плечи, но Марианна по-прежнему пытается соблазнить его, меняя по ходу спектакля кружева.

Публика, надо отметить, принимает спектакль хорошо. Все же театральная общественность намного культурней поклонников телевизионных шоу.  После «Дома-2» нашего человека вообще трудно чем-нибудь удивить, даже доморощенным стихотворением, которым режиссер «декорировал»  ткань спектакля.

фото с официального сайта театра

спектакль "Супружеская жизнь", театр У Никитских ворот, режиссер Сергей Уусталу, артисты Наталья Денисова и Денис Юченков

За новых «Ромео и Джульетту» в театре «У Никитских ворот» хочется выразить режиссеру Марку Розовскому, бережно перенесшему на сцену своего театра великую трагедию Вильяма Шекспира, большую зрительскую благодарность. Публика в зале внимает каждой строке и после каждого акта аплодирует. Возможно, некоторые зрители впервые слышат блистательный текст (перевод  Бориса Пастернака), и потому особенно важно, что пьеса постановщиком не переписана, как это часто сегодня происходит в некоторых театрах.

«Самой печальной повести на свете» суждено было стать самой известной в мире. Нет такого вида искусства, в котором не  отразилась бы трагедия Ромео и Джульетты. Не счесть живописных полотен, фильмов, стихов, песен и спектаклей. Но рождаются новые поколения, и вновь вдохновляются творцы, чтобы каждый зритель-слушатель пережил эту историю как свою собственную. Героям Шекспира никогда не состариться. Их любовь увековечена драматургом, и в каждом времени находятся пары, чьи чувства сравнимы по силе страсти с великой любовью, а судьбы также трагичны.

В эпоху Шекспира  роль юной Джульетты играли юноши, позднее - перезрелые примы, и какое же счастье видеть в театре «У Никитских ворот» юных зрителей, остро переживающих за  своих сверстников. В любовь Ромео (Михаил Озорнин) и Джульетты (Сандра Элиава) веришь с первого взгляда. Молодые люди - темпераментные максималисты, экзальтированные романтики. Естественно, что им нужно все сразу или ничего. И Ромео с Джульеттой получают друг друга сразу и навеки без малейших колебаний.

Зал, потрясенный сценой их объяснения и ночи любви, забывает про свои телефоны и буфет в антракте. Зрители и смеются, и сострадают, и задумываются…

После легкомысленного венчания, устроенного добродушным Лоренцо (Юрий Голубцов), едва успевающим освятить узами брака неистовых возлюбленных, следует пронзительное прощание со счастьем.

Какое горе испытывает тайная новобрачная, узнав от кормилицы (Наталья Баронина) о кончине Тибальта (Александр Панин) и об изгнании Ромео. Пережив ужас потери брата, Джульетта мгновенно и безоговорочно принимает сторону Ромео – так сильна ее любовь и вера в мужа.

 Режиссер Марк Розовский сочинил не просто спектакль, а целый драматический балет (балетмейстер Антон Николаев) на бессмертную музыку Петра Ильича Чайковского. В спектакле много сцен фехтования и уличного боя (Игорь Климов), артистам есть, где показать свои профессиональные умения.

Интересное сценографическое решение (Татьяна Швец) состоит в легкой подвижной конструкции, которая мгновенно преобразуется в средневековые своды залов, уличные подворотни или балкон Джульетты.

И только костюмы (Анна Иткина), особенно, в первом действии  вызывают недоумение: рюшки, тюль, кружевные лосины у гостей на балу, трикотажные тренировочные штаны на Ромео и К° выглядят удручающе нелепо, отец и мать Ромео выглядят как бедные родственники из деревни.

Джульетту на бал наряжают как первоклассницу. Достойно, причем во всех смыслах, выглядят лишь родители Джульетты (Валерий Шейман и Наталья Корецкая).

Ко второму действию дела обстоят получше, и вообще, в этом спектакле – костюмы не главное.

                                                                  

Благодарные зрители после спектакля не скоро покидают зал. Сильные эмоции, цветы и долгие аплодисменты – верные спутники хорошей постановки.

 

Фотографии Михаила Гутермана