В сентябре состоялась театральная Лаборатория в рамках совместной Программы Театра Наций и Министерства Культуры по поддержке театров малых городов России. В Мичуринский драматический театр из Москвы отправилась творческая группа под руководством помощника художественного руководителя Театра Наций н.а. России Евгения Миронова Елены Носовой и арт-директора Лаборатории Олега Лоевского.
 
Мичуринск – малый российский город в четырехстах километрах от Москвы, на сотню тысяч жителей имеет отличный театр, построенный в конце девятнадцатого века! Театр открылся даже на год раньше знаменитого Московского Художественного Театра. Мичуринские купцы бывшего уездного города Козлова не пожалели денег, выстроили шикарное здание на зависть иным столичным театрам. Плитку на полу в холле выложили такую, что она до сих пор не нуждается в замене.
Люстра в зрительном зале – бронзово-хрустальная, великолепная, да и в фойе видны признаки роскоши. Весь интерьер говорит о любви к театру, и, надо сказать, все это с любовью поддерживается нынешними хозяевами. Жители города обожают свой театр, являющийся его украшением вот уже сто двадцать лет. Мичуринский драматический театр – лауреат множества фестивалей, но история с финансами, выделяемыми на культуру, такова, что любая творческая единица нуждается в поддержке, особенно в провинции.
Например, в этом году театру вообще не дали денег на новые постановки, так что Лаборатория пришлась как нельзя кстати. В состав столичной команды вошли молодые, но отлично зарекомендовавшие себя режиссеры и маститые педагоги. В течение нескольких дней режиссеры создавали эскизы по выбранным театром пьесам современной драматургии. Дополнительно к многочасовым репетициям по утрам проходили мастер-классы. Доцент кафедры пластического воспитания актёра Школы-студии МХАТ Андрей Ураев
и педагог Московского театрального колледжа Марина Гарсия-Солано проводили для актеров интенсивный курс повышения квалификации по сценическому движению и сценической речи.
Несмотря на такой интенсив, вся труппа работала и училась с удовольствием. Для театра это был совершенно новый опыт и, по общему признанию, крайне необходимый. Выбор пьес и распределение по ролям осуществляла администрация в лице директора театра Галины Николаевны Поповой и главного режиссера театра Алексея Истомина, прекрасно осведомленных о возможностях труппы. Затем каждый режиссер выбрал подходящее пространство для своего будущего эскиза, и репетиции пошли полным ходом. Режиссеру Алессандре Джунтини (СПбГАТИ, выпускница Мастерской В. М. Фильштинского) выпало ставить пьесу Василия Сигарева «Детектор лжи».
На первый взгляд, это – сугубо бытовая комедия, неизменно вызывающая смех у зрителей, но в ней заложен философский смысл, и молодому режиссеру удалось вскрыть подтекст этой пьесы. Сквозь ругань и недовольство героев, раздражение и страх, привычные и надоевшие комплексы, как зеленый росточек сквозь асфальт, пробивалась настоящая любовь. Гипнотизер (Андрей Зобов), сумевший вытащить из-под сознания супругов Зыбовых (Ирина и Сергей Дубровские) тщательно скрываемую правду, неожиданно сам попал «под раздачу».
Забавно, что несуразную ячейку общества сыграла настоящая актерская семья, и от их двойной энергетики в зал аж искры летели. История поучительная, нелегко увидеть в зеркале свой неприглядный вид, сразу хочется думать, что оно криво. Для того и существует театр, чтобы за вечер люди прожили чужую жизнь, а приобрели собственный опыт. На обсуждении директор театра Галина Попова выразила восторг по поводу того, что всего за пять дней удалось поставить такой полноценный спектакль, и что именно таких современных пьес, помогающих учиться воспринимать жизнь и людей в неприкрашенном обличии, не хватало. Свой эскиз по пьесе драматурга Юлии Тупикиной представил на суд зрителей молодой режиссер Николай Русский (СПбГАТИ, выпускник Мастерской В. М. Фильштинского). Для воплощения замысла им был выбран театральный гардероб, в котором успешно разместились квартира Оли (Ольга Чернышова) и диван, на котором воцарилась бабушка (Татьяна Рогачева), и даже бар, куда ушли отрываться подруги – Оля и Маша.
Бенефисная роль Ба пришлась актрисе Татьяне Рогачевой впору. Не вставая с дивана, не совершая никаких сильных жестов, она умудрилась создать образ реальной, много чего пережившей женщины, добравшейся в столицу издалека ради того, чтобы единственная внучка Оля не совершила дорогих ошибок, за которые уже расплачиваются бабушка и мать. Так важно, чтобы Оля помирилась с матерью, чтобы вышла замуж, родила детей. Налаженный быт, карьера, удобный гражданский муж (Владимир Новосельцев), который вопрос о детях считает неудобным, гламурные подруги – все оказывается фикцией и фальшью, все рассыпается как карточный домик.
Николай Русский, обыгрывая пространство, придумал несколько интересных деталей. Так у него пакеты с гостинцами, привезенные из деревни заботливой Ба, выдает Леша по предъявленным гардеробным номеркам. Все мужчины в спектакле одеты как манекены или домашние хозяйки – намек на то, что чувство и достоинство настоящих мужиков в сумасшедшей городской жизни отмирает за ненадобностью. В итоге, конечно, все равно побеждает любовь, ярко светит луч надежды, все будет хорошо. На обсуждении двум главным героиням зрители, наполовину состоящие из коллег по театральному цеху, устроили овацию.
А сами актеры от души поблагодарили режиссера за необыкновенную творческую атмосферу и признались, что во время показа эскиза больше всего боялись его подвести. Самая сложная и многонаселенная пьеса «Крум» Ханоха Левина досталась молодому режиссеру Владимиру Смирнову (ГИТИС, выпускник Мастерской С.В.Женовача). За пять дней одолеть такой многословный, требующий практически профессионального психоанализа текст – всё равно что сдать экзамен на высшее мастерство. И нужно отметить, что режиссеру, несмотря на то, что пришлось сильно сократить материал, удалось главное – доказать зрителям и самим актерам, что они способны брать самую высокую планку, способны серьезно мыслить и погружаться в тончайшие нюансы человеческого поведения. Каждый персонаж на сцене был органичен, каждый актер сумел показать своего героя крупным планом и очень подробно. Крум (Сергей Холкин), его мать (Валентина Кошмина) и остальные персонажи не совершали особых действий, но каждая секунда их пребывания на сцене была оправдана.
 
Экзамен всей группой было сдан и очень достойно. Пусть мир пьесы, отраженный на сцене, темен и черен, но, пока у зрителя рождается сострадание, надежда на лучшее не умирает. Многие зрители заявили после этого отрывка, что хотели бы увидеть спектакль целиком. После окончания показа зрители голосовали, решая судьбу показанных работ, выбирая один из вариантов: «оставить как есть», «продолжить работу» или «забыть как страшный сон». Войдут ли будущие спектакли в репертуар, решать будут не только зрители, но и руководство театра.
 
Лаборатория пришлась театру впору, стала необходимым и ценным помощником, подарила новые возможности, на практике доказала, что можно и нужно браться за современную драматургию, что театральная публика готова к любым экспериментам, лишь бы они были сделаны качественно и с любовью.
 
материал опубликован в журнале "ТЕАТРАЛЬНЫЙ МИР" № 10 2016г. ЛАРИСА КАНЕВСКАЯ "ВСЕ РОЛИ ВПОРУ"