В городе Гатчина Ленинградской области семинар – лабораторию провели в апреле-месяце 2012 года, придя на помощь муниципальному театру «Встречи». Куратор семинара Олег Лоевский, театральный критик и член экспертного совета «Золотой маски», предоставил театру на выбор тридцать пьес, из которых отобрал для эксперимента художественный руководитель театра «Встречи» Андрей Корионов, и именно на основе этих пьес создавались эскизы новых спектаклей. Гатчинские встречи привнесли в работу лаборатории свою изюминку, прежде всего потому, что проходили в дворцово-парковом ансамбле музея «Гатчинский дворец». Администрация музея, расположенная к тому, что происходило в лаборатории, любезно предоставила все возможные помещения для репетиций и показов спектаклей. Афиша Акции висела перед входом в музей-заповедник и жители города, а также туристы могли взять бесплатные билеты на спектакли прямо в кассе.

 

Всем участникам и зрителям Лаборатории понравилось осваивать необычное пространство, где молодым режиссерам предоставили право выбрать для своего эскиза любой из не отреставрированных, но по-прежнему роскошных, залов Дворца.

Программа началась с мастер-классов по сценической речи (педагог Наталья Седова) и сценическому движению (Владимир Малюгин), актеры Гатчинского театра «Встречи» и привлеченные к участию в проекте артисты петербургских театров с удовольствием занимались давно забытыми, но столь необходимыми актерской профессии дисциплинами. Параллельно с этим молодые режиссеры разбирали с актерами пьесы. Этот профессиональный тренинг можно назвать экстремальным, ибо через три-четыре дня им нужно было выдать готовый продукт, пусть и в виде эскиза. Честолюбие, присущее обеим профессиям, заставило режиссеров – изловчиться и выдать не наброски, а почти готовые спектакли, а актеров - выучить сложнейший текст и появиться на сцене без шпаргалок.

По словам главного режиссера Андрея Корионова, эта лаборатория современной драматургии была необходима театру как воздух, ведь двадцать лет актеры гатчинского театра играли, в основном, детские спектакли, и давно устали быть «белочками» и «зайчиками», да и городу пора, наконец, познакомиться с современным искусством, потому выбор пьес оказался достаточно жестким.

Первым на суд зрителей был представлен спектакль «Русская народная почта» - грустная сказка-быль, рассказанная драматургом Олегом Богаевым и воплощенная режиссером Виктором Стрельченко, выпускником мастерской Олега Кудряшова. Герой пьесы Иван Жуков (актер Явдосюк Павел), схоронив два года назад жену, пишет письма друзьям юности, сам себе отвечает на них и снова пишет себе от разных людей, в том числе и от президента, а по ночам к нему приходят королева Англии с Лениным и спорят, кому достанется его жилплощадь. Забавно, что актеры играли в полуразрушенном кабинете императора Александра Ш, лучшей сценографии не придумать. Выпускник режиссерского факультета ГИТИСа 2006-го года, Виктор Стрельченко успел поработать с Норвежским Домом драмы, с «Мастерской на Беговой» уже после того как прошел хорошую актерскую школу в Театре Наций и в Центре режиссуры и драматургии. Эскиз спектакля в Гатчинском театре у Виктора получился слегка бледноватым потому, что он сократил несколько важных эпизодов пьесы, и спектаклю не хватило глубины, за что режиссеру досталось от маститого театроведа Олега Лоевского. Но зрителям все понравилось: они сочувствовали Ваньке Жукову, грустили вместе с ним и вообще «…получили удовольствие от настоящего театра…» и потому попросили отправить спектакль на доработку с тем, чтобы оставить в театре.
Режиссер Александр Созонов, ученик Кирилла Серебрянникова, имеющий за плечами серьезный опыт по созданию собственных театров (Молодежный театр «ГОСТ», Пражский Театр «Студия-Кси»). Участник независимых театральных проектов, лауреат театральных фестивалей в Латвии и Германии, с Гатчинским театром «Встречи» режиссер Созонов сделал эскиз спектакля по пьесе Павла Пряжко «Жизнь удалась», вызвавший бурю откликов у зрителей и серьезный продолжительный разговор о смысле жизни, об отношениях между поколениями и между полами. Александру Созонову удалось довольно тактично рассказать провокационную историю, почти сплошь состоящую из нецензурных выражений, как историю реальных ребят, остро нуждающихся в любви и счастье, самореализации, но не умеющих выразить это нормальным языком, ни себе, ни другим. Самое точное попадание в выборе места действия: руины фойе дворцового театра - строительный хлам, обломки кирпичей, все как нельзя лучше подходило к словесному хламу, который громоздили герои, и хламу, которым полны их души. Чудовищную жизнь ведут молодые герои пьесы, но они – живые люди, и они любят и страдают: «У Пряжко не было желания шокировать публику, это пьеса – его наблюдения. А театр – увеличительное стекло, которое показывает нам, в каком мире мы живем, - подытожил общий разговор Олег Лоевский. – Сегодня никого ничем не удивишь, театр теряет свою аудиторию, но пытается свести между собой разные поколения, пытается разобраться, помочь понять друг друга…». Кстати, на спектакле присутствовало много зрителей старшего возраста и родители молодых актеров. Мама актрисы Дарьи Королевой, игравшей Лену, сказала, что, теперь понимает, как сегодня стало сложно молодым выживать в этом жестком и жестоком мире.

Молодой режиссер Вячеслав Тыщук выбрал пьесу драматурга Олега Богаева «Тридцать три счастья». Вячеслав окончил РАТИ-ГИТИС, мастерскую Марка Захарова, в настоящее время учится в аспирантуре у Сергея Женовача. За плечами у молодого режиссера несколько постановок, в том числе, в питерском ТЮЗе, Ставропольском театре драмы, новосибирском театре «Глобус». Пьесу Олега Богаева Вячеслав Тыщук сократил смело, почти лишив ее авторского замысла. У драматурга все перевертыши происходят по волшебству («золотая рыбка»), а режиссер решил, что зрители должны дойти до сути сами, силой своего (и режиссерского) воображения. Нельзя сказать, что сложилась цельная картина, но некоторые куски впечатляли. Особенно порадовала игра «стариков» (актеры Елена Приказчикова и Борис Соколов), было видно, с каким наслаждением они проживали свои роли, из чего следует, что с актерами режиссер поработал «на славу». Публика принимала спектакль тепло, и выразила желание оставить его в репертуаре театра.

Пьеса Анны Яблонской «Пустошь» досталась режиссеру Кириллу Сбитневу. Не самый легкий текст Кирилл разложил на актеров столь профессионально, что трудно было представить себе, как такую грандиозную работу, включая выученные наизусть актерами сложнейшие роли, можно было проделать за четыре дня. Кирилл окончил СПГАТИ, мастерскую Дитятковского с красным дипломом. Служил актером в «А.Р.Т.О.», а режиссерский дебют его состоялся на сцене Театра Наций. В качестве режиссера с русской стороны Сбитнев поработал с Декланом Доннелланом. Чесменская галерея Гатчинского Дворца послужила достойной декорацией к спектаклю «Пустошь»: Центурион (Сергей Брагинец), его жена (Жанна Корнеева), фригиец (Антон Пестов) на фоне древних развалин выглядели абсолютно естественно. Перемещения во времени и пространстве от сегодняшней обыденной жизни к древнему Риму с бурными страстями – все было жестко выстроено и выверено. Несмотря на узкие параметры галереи, актеры точно знали, как им играть, как двигаться. Зрители сидели ошеломленные, погруженные в ирреальный мир, где хватаются за палку и поднос, будто это орудие со щитом, невозмутимо водружают на себя шляпу и обыкновенный плащ вместо шлема и катафракты (рыцарский панцирь). Правда, часть публики к концу эскиза впала в некоторую растерянность, что было тут же откомментировано Кириллом Сбитрневым: «Трагедия сегодняшнего театра в том, что зритель приходит в него отдыхать. Чуть только в спектакле больше смысла, чем просто сюжет, люди воспринимают его с трудом, потому что многие утратили потребность думать…». Олег Лоевский посоветовал режиссеру в некоторых моментах спектакля перейти с крика на шепот, и повернулся к зрителям: «Мы занимаемся театром современной драмы, это – территория боли, здесь не отдохнешь…».

Молодой режиссер Вилюс Малинаускас, уже возглавивший театр в Тильзите, где в свое время уже была проведена Акция, поставил на Гатчинской Лаборатории спектакль «Все мечтают» по пьесе молодого драматурга Татьяны Голюновой. Эту пьесу предложил художественный руководитель театра Андрей Корионов. Вполне опытному, можно сказать «матерому» режиссеру, выпускнику Литовской академии музыки и театра, ученику Римаса Туминаса, имеющему за плечами немало постановок в литовских и российских театрах, было непросто выжать из этой пьесы что-либо, кроме коротких поверхностных сюжетов. Вилюс показал свой эскиз спектакля, который назвал «Триптих», в Арсенальном зале Дворца, попытавшись задействовать все пространство зала. Для этого, не дав публике спокойно сидеть, он предложил постоянно перемещаться по залу, чтоб хоть таким образом оправдать переходы между несвязанными частями пьесы. Для зрителей это была неожиданность, для актеров – новый интересный опыт. Актеры буквально влюбились в интеллигентного Вилюса, двоих, не связанных условиями контракта, молодой режиссер сразу же после спектакля пригласил к себе в Тильзит-театр. Олег Лоевский отнес пьесу «Все мечтают» к скетчевой драматургии, посоветовав молодому драматургу, присутствовшему на показе, учиться коротким сюжетам у Равенхилла.

Директор театра «Встречи» Виктория Александрова и художественный руководитель театра Андрей Корионов поблагодарили всех участников Лаборатории за удачный эксперимент: «Было просто необходимо встряхнуть театр, как следует, дать ему свежей крови. Актеру тренаж крайне важен, и театру он поможет не уйти в рутину, а жить современной жизнью. Теперь будет, из чего строить новый репертуар, подумать о месте каждого актера в труппе…». На итоговом обсуждении больше всего отмечалось непривычное распределение ролей, которое помогло актерам раскрыться в совершенно ином качестве. Еще необходимо отметить удивительное сотрудничество с музеем «Гатчинский дворец», руководство которого оказалось чрезвычайно заинтересованным. Театр и музей теперь смогут организовать необычное творческое пространство, которое будет вовлекать молодежь в истинную культуру.

Лариса КАНЕВСКАЯ