Великий режиссер Федерико Феллини и великий сценарист, поэт, художник  Тонино Гуэрра родились в один год, так что столетие они отмечают вместе. 20 января 1920 года родился Феллини в Римини, а 16 марта – Тонино в двух часах езды от Римини, в деревушке Сантарканджело. Обоих уже нет на этом свете, но остались прекрасные фильмы, которые они сняли вместе – «А корабль плывет», «Амаркорд» , «Джинджер и Фред», еще целый ряд шедевров. Гуэрра писал и для других режиссеров – для Антониони, Тарковского, братьев Тавиани, Витторио де Сика… Но с Федерико их связывала настоящая дружба длиной в жизнь. Когда Феллини умер, Тонино воскликнул: это так же невозможно, как если бы в Италии исчезло оливковое масло! Он стоял у гроба своего друга несколько часов с непокрытой головой. Столетие со дня рождения Федерико и Тонино отмечает не только Италия , но весь мир. Мне посчастливилось быть знакомой с Тонино Гуэрра  и его  женой Лорой . Мы много говорили с ней, она часто вспоминала  радостные моменты общения двух великих маэстро. Так родился этот текст

 

«Не вздумай  скрывать от Феллини, что я тебе нравлюсь!»

 

        Конечно же, встречу москвички и красавицы Лоры Яблочкиной и знаменитого итальянского сценариста Тонино Гуэрра в конце замшелых 70-х,  можно приравнять к чуду. Благодарить за  это следовало не только небеса, но и режиссера Антониони Микеланджело, который приехал в Россию выбирать натуру для съемок своего будущего фильма. Заодно он «выбрал» для своего друга будущую жену: в компании интеллигенции, собравшейся на ужин в московской квартире (конечно, под наблюдением представителей соответствующих органов) по случаю прибытия великого итальянского режиссера и его сценариста, оказалась Лора. Тонино тут же влюбился. Под укоризненными взглядами представителей партийного руководства Мосфильма, где Лора тогда трудилась, влюбленные пустились по волнам застигшего их врасплох чувства .В какой-то момент Антониони и Тонино решились наконец  пригласить Лору в Италию. Они пошли к послам, пошли в ЦК и везде объясняли, что ее приезд в Италию просто насущно необходим маэстро. Ее отсутствие очень плохо сказывается на его здоровье. И им поверили. Причем решение об этом отъезде из страны принималось на уровне ЦК, а Лора в итоге осталась без работы . Но игра стоила свеч!

 

В аэропорту ее провожало сорок человек, ведь это была их общая победа над системой, требующей « держать и не пущать!»

 Лора прилетела в Рим в дубленке, в ушанке, а там температура – плюс шестнадцать градусов. Тонино повел ее в магазины, и они подобрали его «русской невесте» какой-то, приличествующий столь высокому ее статусу,  гардероб. Причем выбором вещей руководил Тонино, он сказал Лоре: «тебе не нужны элегантные  вещи, ты вся ошибочна и тебе нужно подчеркивать свои ошибки!» Он  купил какое-то потрясающее пальто, его сразу же прожгли сигаретой, и Лора все время от смущения зажимала эту дырку рукой. На шестой день он повел ее знакомить с Феллини и Мазиной. «Только не скрывай от Федерико, что я тебе нравлюсь» - попросил Тонино Лору. Они пошли в ресторан Чезарины, где Феллини обычно обедал. Чезарина – хозяйка ресторана, сама как персонаж из фильма – колоритная, крепкая крестьянка, она была замечательна тем, что всегда первым подавала еду не дамам , не гостям , а Федерико. Лора ужасно трусила, но Федерико, увидев ее, развел руки и закричал Тонино «Где ты взял этого сибирского котищу?»

Все происходящее дальше походило на фильм, и Лора даже щипала себя за руку –  наяву ли  все это происходит ? Вот сидит Феллини – кумир и бог миллионов людей на планете, остроумный красавец – и протягивает ей (!) корзинку с хлебом. Или Джульетта Мазина – хрупкая, элегантная, живая, очень много курит, но из глаз – какой-то безумный блеск и шарм. Улыбается, периодически вынимает зеркальце и подводит свои бровки. Они оба показались Лоре гипнотизерами , потому что она перестала чувствовать себя в своем теле.  В конце обеда Мазина собрала весь десерт в салфетку  и отдала Лоре с собой: ты от замешательства не проглотила ни кусочка еды! Так , в гипнозе ,Лору повезли дальше  в цирк. Владелец цирка спросил у нее – вы знаете как называется этот цирк. «Да_ пропищала она – это цирк Орфей». «Нет, - сказал он. – Это цирк – Орфеллини». Дело в том, что Феллини приходил сюда каждый день, выходил на арену, сам рассаживал голубей.

 

Но самое страшное испытание поджидало Лору впереди . Феллини привез пару к себе   домой. Спрашивает у Тонино « А Лора умеет готовить ?» Тонио представления не имеет о том умеет ли его русская подруга  готовить, но уверенно отвечает « Конечно, она прекрасно готовит» .  « Вот и чудно , - говорит Феллини. – Завтра обедаем у меня. Лора приготовит обед» Лорино заявление о том, что в Риме нет сметаны, ее не спасло. Джульетта невозмутимо заявила, что знает польский магазин, где можно купить сметану и вообще все для борща. Поэтому решено – завтра Лора делает борщ и жаркое! Ночью она плохо спала. Интернета, где можно было бы подсмотреть рецепт, тогда еще не существовало. Как не было и других источников кулинарной информации Наутро все поехали к Феллини, но окружающая красота ее уже не радовала : все мысли были заняты предстоящим борщом и неминуемым позором, Изумительный старинный лифт поднялся на последний этаж –с одной стороны лестничной клетки апартаменты Мазины, с другой – студия и апартаменты Феллини. Общая столовая, куда Лору привели и оставили. Слава Богу, дали в помощь двух женщин.  Делать было нечего, следовало приступать к приготовлению «русского национального блюда». Мучительно вспоминая, из чего состоит борщ, Лора стала раздавать своим помощницам разные указания типа порезать морковку, почистить картошку. Периодически входил Федерико и  одобряюще похлопывал ее по попе. Как на это реагировать она тоже не знала, но решила пока не брать в голову, а сосредоточиться на борще. Заключительный этап варки и распределения «варева» по тарелкам происходил уже без Лориного участия: не жива, не мертва она вместе со всеми сидела в столовой. Наконец, все готово, и ЭТО внесли! Мазина подносит ложку ко рту, делает так глазками в стороны – раз, раз – и говорит « А в Польше я ела другой». И откладывает ложку. Федерико обнюхал свою тарелку, и тоже отложил приборы. Тонино героически проглотил несколько ложек, чтобы хоть как-то поддержать свою подругу. Так что, славу русской кухне Лора в тот вечер не принесла. А спас ее Тонино, который сказал что-то насчет того, что русскую кухню надо есть в России: там климат другой, поэтому там это вкусно. Да и вообще все национальные блюда надо пробовать в стране их происхождения, иначе никакого вкуса не почувствуешь…..

   Если разобраться, то он был прав. Блины следует есть на морозе, а карпаччо из тунца на берегу моря. Устрицы хороши во Франции и совершенно не пойдут в Казахстане. Не говоря уже о пельменях на берегу Индийского океана…

 

   А потом Антониони и Энрика посадили Лору и Тонино в свой автомобиль и они поехали путешествовать по Италии. Борщ был забыт как страшный сон! Еще бы - Флоренция, Милан, Лигурия, Портофино, Венеция…Для девушки из Советского Союза, побывавшей до сей поры разве что в Болгарии, эти названия звучали как музыка…  Антониони рассказывал про Микеланджело, Брунолески, они ходили в разные магазины, обедали в самых изысканных ресторанах… Лучшие дизайнеры мира показывали им свои наряды: Армани, Криция, Миссони – все это были  друзья Антониони и Гуэрра…  В Венеции пришли в ресторан, где любил бывать Хэмингуэй. Лору спрашивают – что вы будете, а она из всей иностранный еды знает только луковый суп… А тут еще в зал вошла Маргарет Хэмингуэй со снежинками на волосах… Это было последнее, что Лора  запомнила, потому что  упала в обморок. Просто потеряла сознание от всего происходящего.

    Одну шубу ей подарил Мастроянни, другую – Мазина.  И Лора поехала обратно на родину. Одела все это на себя в самолете, потому что иначе было не провезти. В том же самолете встретила Сизова  – директора Мосфильма. Он на нее так неодобрительно посмотрел и говорит «Вы что, Яблочкина, на Северный полюс собрались? В Москве – плюс».

    Сразу по приезду Лору вызвал Ермаш  и очень грубо с ней поговорил. «Запомни , Яблочкина – сказал он. – Здесь все потеряешь , и там ничего не найдешь. А теперь иди. Работай»

   Лора пошла . И работала как могла. Но все в ней пело. И на всякий случай она выучила рецепт приготовления борща по-московски… Ведь Тонино обещал скоро приехать. А борщ по-московски следует есть именно в Москве!

 Он приехал. А потом они поженились, Лора переехала жить в Италию. Вот как она сама об этом вспоминает: «И началось волшебство. Мы жили в центре Рима и у нас в квартире была огромная терасса , метров 80, с которой были видны крыши Рима. После 11 часов вечера, когда спадала жара, к нам приходили гости и мы пили вино.   Необыкновенной мне казалась дружба Тонино и Феллини. На протяжении всей нашей жизни, пока Феллини не умер, каждое утро мы просыпались от его звонка и они с Тонино разговаривали часами. Федерико часто рассказывал Тонино свои сны, он очень верил в них.  Однажды он нам позвонил и сказал, что не может придти, потому что кажется кто-то заразил его коклюшем.  Тонино спросил у меня 6» А я болел коклюшем». На этот вопрос я не смогла ответить, но заверила, что вылечу Федерико русским способом. Я выжала сок морковки и сельдерея и дала им с Тонино это выпить, объяснив, что это сильное русское лекарство от коклюша. Они прилежно выпили мою «микстуру». Кашель прошел и Феллини «поправился». На следующий день он принес мне в подарок книжку , рассказывающую о травах в Италии.

     Вообще  часто они с Тонино вели себя как мальчишки, например, шли в магазин и начинали примеривать галстуки. Наконец, Тонино выбирал один и ему предлагали заплатить 25 тысяч лир. Они с Феллини кричали, что это слишком дорого, Тонино начинал сбивать цену. Респектабельный продавец объяснял ему, что у них не положено торговаться, что здесь не базар, но Тонино уверял , что у них « в деревне» все торгуются. В итоге они платили 30 тысяч. Но когда им приносили сдачу наотрез отказывались ее брать, опять объясняя, что у них «в деревне» – сдачу не берут.

    Еще у Феллини была удивительная особенность – садиться в ресторане на какое-нибудь определенное место, которое ему казалось особенным.  Только мы сядем и сделаем заказ, вот уже несут спагетти, как Федерико говорит : нет , Тонино . прости , мне это место не нравится, давай пересядем. И они опять идут за другой стол, где , как кажется Феллини, лучше вид . Тонино ужасно злился и кричал, что он пришел не  пересаживаться с места на место, а есть спагетти, но Феллини был неумолим.

    Каждый день Тонино вставал рано и  в 8.30 и садился писать. Очень часто приходил Феллини и они работали вместе. Однажды я присутствовала в тот момент, когда они придумывали сценарий фильма «А корабль плывет» - там есть такой момент с носорогом, у которого начинается понос. Они выдумали, что носорог обкакался в трюме и его поднимают наверх, чтобы проветрить. Боже, как они хохотали !.»

     После того, как Тонино не стало, Лора стала чаще бывать в Москве, она делает все возможное, чтобы сохранить память о своем великом муже. Надеюсь, что когда-нибудь она напишет книгу , и в этой книге обязательно будет большая глава под названием «Тонино и Федерико»

 

 ЛАРИСА МАКСИМОВА