«Цветаева. Федра» театра «Ильхом»  – совместный проект студии «Soundrama» и ансамбля «Omnibus»

Этот спектакль на музыку ташкентской группы «Омнибус» Владимир Панков поставил в «Ильхоме» в 2017 году.

Ткань спектакля сплетена сложно и пестро. Самое внятное и занимательное здесь – звук. Он живет и дышит, растолковывая самое необъяснимое. С текстом Цветаевой гармонично сочетаются шепот и шорох, бред и стоны, крики и вздохи, смех и рыдания, сильный женский вокал, звуки музыки и природы…

Если закрыть глаза и только слушать стихи, музыку  и остальные  звуки, все ощущается полнее и загадочнее. А как посмотришь на сцену,  видишь бесконечные переодевания, спотыкания, лишние телодвижения (да простит меня хореограф), начинаешь  путаться в смыслах… Теряешься во времени и пространстве: в античный мир вторгаются перевязанные надежной веревкой (по нечаянному пророчеству Пастернака - "хоть вешайся") фибровые потертые чемоданы. Древнегреческие балахоны сменяют рубахи и солдатские заплечные мешки.

Ломаная линия, исковерканная, искалеченная судьба Федры – Цветаевой глубоко ранят посвященных, но, вероятно, ничего не скажут молодым, не знающим, не прочитавшим, не пережившим ни античной трагедии с Федрой, ни роковой биографии знаменитой Марины.

Зато мы лицезрели некоторых артистов театра «Ильхом», от которых глаз не оторвать – не в смысле красоты физической (хотя есть и такие), но – в смысле одухотворенности таланта…  Вот кому особенно пришлась кстати работа с Владимиром Панковым и его неординарным подходом к  литературному первоисточнику.

 

спектакль театра "Ильхом" «Собачье сердце» в постановке дирижера и композитора Артема Кима

В инсценировке этого спектакля используются тексты «Авеста», «Катехизис революционера» Сергея Нечаева, «Последнее предупреждение» Джорджа Оруэлла, «Точечные расстрелы против коррупции» Сергея Стиллавина, «Время поделить» Санжара Джумаева, «Трансгуманоид» Артема Кима, а также произведения Никиты Макаренко.

Повесть Михаила Афанасьевича Булгакова претерпела в спектакле Кима предостаточно изменений, не сказать, что ей на пользу . Сохранив основной сюжет, режиссер наполнил спектакль жесткими современными деталями: тут вам и "швондеры" - омоновцы, и трудно различимые между собой профессор Преображенский с Борменталем, утратившие  всякое достоинство (до того ли им в такой напористой постановке). Получился своеобразный винегрет из техно-мюзикла, акробатических этюдов, кукольного спектакля и наблюдений из мира животных. Самая качественная и внятная, жаль, что короткая оказалась драматическая сцена - визит к доктору любвеобильной пациентки (Ольга Володина), никак не желающей мириться со своим возрастом.

Несчастный Шарик (Санжар Джумаев) - побитый, подыхающий от голода пес, получивший ни за что, ни про что (хотя, возможно, его бабушка согрешила с "водолазом") мозги и яичники бескультурного жулика, становится несчастьем профессорской квартиры, грозным начальником душителей кошек. Эх, жить бы ему всю жизнь возле ног хозяина, служить  преданно, так нет же, вообразил профессор себя вершителем судеб и вылепил себе на голову большую проблему, превратив пса в подобие "высшего существа".

Этот момент занимает достаточно большое место в спектакле. Зачем-то режиссеру потребовалось досконально продемонстрировать, как лепится это человеческое подобие - буквально с помощью мастерков и глины (как на картинках Жана Эффеля). И как напортачили там наверху, раз у них такой низкий урод вместо высшего существа получился.

Артисту Санжару Джумаеву пришлось нелегко. Режиссер наполнил роль Шарика тяжелым трудом (невыносимая собачья жизнь). Физическая подготовка артиста и всей остальной труппы вызывает уважение, жаль лишь, что в погоне за модой, за попыткой создать нечто супер-современное, спектакль утратил первоначальный смысл. За грохотом музыкального сопровождения слова разобрать трудно, свет слепит, хореография кажется отдельными вставками, из двухчасового действия на Булгаковский текст приходится меньше половины.

"Отнять и поделить" - эту науку разрушения пролетариат освоил быстро. В спектакле ясно показано, как доделился он до полного обнуления. Пожалуй, это и есть - самый главный нерв постановки. Венец профессорского творения не оправдал надежд на лучшее будущее.

Так до сих пор и живем без всякой евгеники...

#гастролитеатраИльхомвМоскве#спектакльФедратеатрИльхом#спектакльсобачьесердцетеатрИльхом#артистСанжарДжумаев#актрисаОльгаВолодина#