ВИКТОР ФРАНКЛ: «Я видел смысл своей жизни в том, чтобы помогать другим - увидеть смысл в своей жизни».

"Быть человеком - означает быть направленным на что-то или кого-то кроме себя.

 

Виктор Франкл (1905 - 1997), увлекшись психоанализом еще в юности, не удовольствовался изучением трудов Зигмунда Фрейда, с которым активно переписывался, а создал собственную теорию, диаметрально противостоящую фрейдистской. В отличие от скептической позиции Зигмунда Фрейда («Если человек задумался о смысле жизни, значит, он серьезно болен»), именно поиск смысла жизни Франкл назвал путем к душевному здоровью, а утрату смысла — главной причиной не только нездоровья, но и множества иных человеческих бед.

В сентябре 1942 года Виктор Франкл, видный еврейский психиатр и невролог из Вены, был задержан и доставлен в гитлеровский концлагерь вместе с женой и родителями. Три года спустя, когда его освободили из лагеря, вся его семья, включая его беременную жену, погибла, но он, заключенный номер 119104, выжил.

В 1946 году он всего за девять дней написал книгу «Человек в поисках смысла» о своей жизни в лагерях. Франкл пришел к выводу, что разница между теми, кто выжил в лагере, и теми, кто умер, сводилась к одному: понимание значения, смысла своей жизни. В лагерях он увидел, что те, кто нашел смысл жить даже в самых ужасных обстоятельствах, были гораздо более устойчивыми к страданиям, чем те, кто этого не сделал.

"У человека можно отнять все, кроме одной вещи, последней из человеческих свобод - выбрать свое отношение в той или иной совокупности обстоятельств".

Франкл работал врачом в лагерях. В своей книге он приводит пример двух суицидальных заключенных, с которыми он там столкнулся. Как и многие другие заключенные лагерей, эти двое были безнадежны и думали, что больше нечего ждать от жизни, незачем жить.

В обоих случаях, - пишет Франкл, - важно было заставить их осознать, что жизнь все еще чего-то ожидает от них в будущем". Для одного человека это был его маленький ребенок, который тогда жил в другой стране. Для другого, ученого, это была серия книг, которые ему нужно было закончить.

"Эта уникальность и единичность, которая отличает каждого человека и придает смысл его существованию, имеет одинаковое отношение и к творческой работе, и к человеческой любви. Когда приходит понимание, что невозможно заменить человека, он становится ответственным за свое существование и продолжение. Человек, который осознает ответственность по отношению к тому, кто ласково его ждет, или к незаконченной работе, никогда не сможет покончить свою жизнь самоубийством...".

Исследования показали, что у людей, имеющих цель и смысл в жизни, увеличивается общее благосостояние и удовлетворенность жизнью, улучшается психическое и физическое здоровье, повышается гибкость, повышается самооценка, а также снижается вероятность депрессии.

 

Счастье без смысла характеризует относительно неглубокую, эгоцентричную или даже эгоистичную жизнь, в которой все идет хорошо, потребности и желания легко удовлетворяются, а все трудности избегаются. Счастливая жизнь также определяется отсутствием стресса или беспокойства. Счастливые люди склонны думать, что жить легко, они находятся в хорошем физическом состоянии, и они в состоянии купить то, чего хотят. Отсутствие достаточного количества денег снижает чувство счастья и значимости.

Стремление к счастью связано с эгоистичным поведением "берущего", а не "дарителя". Если у вас есть потребность или желание - вы удовлетворяете его, как голод, и это делает вас счастливым. Другими словами, люди становятся счастливыми, когда получают то, чего хотят. "Слишком сильное стремление к счастью, вот что срывает счастье", - писал Франкл.

"Счастливые люди радуются, получая выгоду от других, а люди, ведущие осознанную жизнь, получают радость, когда отдают другим".

"В осмысленной жизни вы используете свои самые сильные стороны и таланты, чтобы служить чему-то, по вашему мнению, большему, чем вы сами". Например, осмысленная жизнь связана с покупкой подарков для других, заботой о детях. Все человеческие существа должны заботиться о других и вносить свой вклад в жизнь других людей. Это делает жизнь осмысленной, но это не обязательно сделает нас счастливыми.

Осмысленность не только в том, чтобы превосходить себя, но и в том, чтобы превосходить настоящий момент. Эмоция счастья чувствуется здесь и сейчас, но быстро проходит, так же как и другие эмоции. Положительное влияние и чувство удовольствия мимолетны.

Осмысленность, наоборот, продолжительна. Она соединяет прошлое с настоящим и будущим.

Негативные события делают вас несчастными, но увеличивают вашу осмысленность."Если вообще есть смысл в жизни, - писал Франкл, - то должен быть смысл и в страдании".

Это возвращает нас к жизни Франкла и, в частности, к его опыту пребывания в концентрационных лагерях.

В юности, прежде чем он и его семья были вывезены в лагеря, Франкл зарекомендовал себя как один из ведущих психиатров в Вене и во всем мире. В 16 лет он завязал переписку с Зигмундом Фрейдом и однажды послал Фрейду свою статью. Фрейд был впечатлен талантом Франкла и отправил документ в Международный журнал Психоанализа. "Я надеюсь, вы не возражаете", - писал Фрейд подростку.

Учась в медицинской школе, Франкл отличился еще больше. Он создал центры профилактики самоубийств для подростков, а также внес свой вклад в развитие области клинической психологии - логотерапии, которая помогает людям преодолеть депрессию и найти свое уникальное значение в жизни.

К 1941 году его теории получили международное внимание, он работал заведующим отделением неврологии в больнице Вены, где рисковал своей жизнью и карьерой, ставя ложные диагнозы психическим больным, чтобы они не были, по приказу нацистов, подвергнуты эвтаназии.

Из-за нацистской угрозы Франкл подал заявку на получение визы в Америку, и ему ее выдали в 1941 году. К тому времени, нацисты уже начали отправлять евреев в концентрационные лагеря, сосредоточив внимание, в первую очередь на пожилых людях. Франкл понимал, что скоро заберут его родителей. Он также знал, что если пойдет вместе с ними, то сможет помочь им приспособиться к лагерной жизни. С другой стороны, с визой в руке, у него был соблазн уехать в Америку и бежать в безопасное место. Он не знал, что делать, поэтому он отправился в собор Святого Стефана в Вене, чтобы собраться с мыслями. Слушая органную музыку, он неоднократно спрашивал себя: "Должен ли я оставить своих родителей? Должен ли я попрощаться с ними и оставить их на произвол судьбы?" Он искал «ответ с неба». Ответ ожидал его дома. На столе лежал кусок мрамора. Его отец объяснил, что это камень из-под обломков одной из синагог, которую уничтожили нацисты. Мрамор содержал фрагмент одной из Десяти Заповедей – именно заповеди о почитании отца и матери. Франкл решил остаться в Вене. Он решил отложить в сторону свои личные амбиции, чтобы служить своей семье, а позже и другим заключенным.

Мудрость Франкла, полученная среди невообразимых человеческих страданий, столь же актуальна и сейчас: "Быть человеком - означает быть направленным на что-то или кого-то кроме себя. Погоня за смыслом - вот, что делает человека настоящим". Откладывая свои корыстные интересы ради кого-то или чего-то большего, чем мы сами, больше "отдавая", а не "принимая", мы признаем, что в жизни есть нечто большее чем просто погоня за своими потребностями.