Еще были и другие лозунги типа «жизнь никогда не будет прежней» или «время важнее места», а также - «скептики будут посрамлены». Было очевидно, что нас ждет какое-то необычное и заметное событие. Концентрация людей , определяющих сегодня вектор развития в самых разных областях культуры , оказавшихся разом на форуме русской культуры в Черногории, оказалась столь велика, что сделала это событие не просто заметным, а историческим.
Галерист, общественный деятель и идеолог форума МАРАТ ГЕЛЬМАН подводит итоги «СЛОВОНОВО» в беседе с журналистом ЛАРИСОЙ МАКСИМОВОЙ.
- Идея форума родилась после того, как я обнаружил: большинство выходцев из России - представителей ее культуры , уехавших сегодня работать в Европу, потеряли надежду на то, что на Родине что-то изменится и они смогут вернуться. Поэтому начали обустраивать культурную жизнь, русскую, в тех городах, где они живут. Мы - я и за собой это заметил - стали меньше следить за событиями и волноваться о том, что происходит в России, и вместо этого стали стали создавать события в Европе . Организовывать галереи, книжные магазины, фестивали в тех, местах, где мы живем сейчас. И мне показалось, что это новый феномен – именно то, что русская культура уже вышла за пределы России, расплескалась, стала экстерриториальной. Причём, понятно, что это не обычная эмиграция, это люди, которые достаточно активно участвуют в жизни мира, в том числе их активность заметна в Москве, почти все они остаются формально гражданами России. Это просто русские европейцы. Их никто не показывает, они шельмуются и позиционируются в качестве отщепенцев, отколовшихся. А я хотел показать, что это совершенно не так. К нам на форум из Берлина приехал Сорокин, из Швейцарии - Михаил Шишкин, из Италии - Люся Улицкая, из Лондона – Акунин. Они что – отщепенцы? Абсолютно нет. Это столпы русской литературы. Они находятся сегодня в Европе, как и значительная часть русской культуры вообще. Это на сегодняшний день факт, который кому-то там может не нравиться, но от него нельзя отмахнуться. Нельзя сказать про них, основных писателей, что они отщепенцы, правильно ведь? Или вот русское визуальное искусство, собственно говоря, русский авангард - это то, что изменило искусство во всём мире и то, что, в каком-то смысле, является нашей визитной карточкой двадцатого века. Что мы видим тут ? Художник номер один – Илья Кабаков – живёт в Нью-Йорке, Иван Чуйков живёт в Дюссельдорфе, Эрик Булатов - в Париже, Дмитрий Врубель - в Берлине и так далее. Можно бесконечно продолжать. И задача форума была показать, что русская культура за пределами России – это не щепки, а значительная часть, может быть, бОльшая половина, даже.
Ты считаешь, что такое перемещение представителей русской культуры в Европу связано с политической ситуацией в России, или просто сегодня границы раздвинулись, и человек может сам выбирать, где ему жить ?
Конечно, это не классическая советская эмиграция, когда люди уезжали, не веря, что у них будет возможность вернуться. СССР покидали с ощущением, что это прощание навсегда. Сегодня человек, если у него есть желание и возможность, может выбрать, где ему удобнее, комфортнее и свободнее жить и работать. Но согласись , что если творческие люди выбирают для жизни не собственную страну - то есть, не страну, где живут их читатели, например -то всё-таки это какой-то диагноз стране. Тем более, что в последнее время такой выбор стал тенденцией. И тенденцией становится шельмование тех, кто такой выбор сделал. Но тут важно понимать, что полемика идёт не со страной, а с теми пропагандистскими клише, которые государственные СМИ распространяют про нас. Но ,что бы они не говорили - мы являемся важной частью русской культуры, где бы не находились. Очень интересно на эту тему высказалась Люся Улицкая. Бунин, Горький, Тургенев - все те, кто уезжали когда-то - делали русскую культуру за рубежом, и она потом естественным образом вливалась и в собственную ,и мировую культуру. Это не была литература русского зарубежья, она даже таким образом не отделялась. Русская культура – это и есть тот мостик между Россией и Европой, который есть. Другого мостика нет. Силовики – это не мостик, это скорее забор. И когда мы говорим о том, что Россия – это Европа, мы имеем в виду русскую культуру.
Вот ты говоришь, что задача форума была все это «показать». Кому?
В первую очередь, конечно, себе. Во-вторых, мы хотели, безусловно, обратиться к миру. Сегодня, когда из-за политики наших властей происходит такая мощная изоляция, мы хотели бы противостоять этим тенденциям в культуре. Вы можете не сотрудничать с государственными институциями, но можете сотрудничать с русскими европейцами. Вот мы недавно сделали выставку в Лондоне, она имела огромный успех. Что мы хотели показать? То же самое: мы не имеем никакого отношения к российской власти, но мы при этом остаёмся. Русский куратор показывает русское искусство.
Ваше обращение или «показ» , он адресован правительствам европейских стран, общественности , русским ?
Нет, конечно, не правительствам! Вот смотри – в европейских странах не открываются выставки русского искусства, потому что там не хотят сотрудничать с государством. Мы говорим, что не надо отказываться от планов, давайте сотрудничать непосредственно с частными продюсерами, с частными художниками, издательствами, с кураторами, потому что культура делается не государством, а людьми. Даже там, где возникли самые, что ни на есть, государственные монстры: Эрмитаж, Пушкинский музей, Третьяковская галерея - вначале были люди : Третьяков, Щукин, Морозов, Конкретные имена и конкретные люди формируют культурный контекст. Поэтому мы хотим, в первую очередь, обратиться к общественности. Кроме того, мы хотим показать новым молодым интересным деятелям культуры в России, что в целом интерес к русской культуре существует, и более того, существует некая инфраструктура, которая может помочь интегрироваться в европейский контекст. Это очень важно, потому что многие из тех, кто чувствует, что атмосфера в Росси становится удушающей, бояться сделать первый шаг именно потому, что он им представляется шагом в никуда.
Меня удивило, что , наверное, впервые на мероприятии, организованном тобой , было больше не художников, а писателей, поэтов, вообще литераторов. Ну, или , во всяком случае - не меньше
Да , в самом деле, мы сконцентрировались на литературе, на языке. Даже на нашей эмблеме «СЛОВОНОВО» изображены русские писатели и поэты – Чехов, Толстой, Бродский и Пушкин. Помнишь, был момент, когда английская литература вышла за пределы Англии? Американский роман, австралийский - на английском языке, индийская литература – часть на английском языке. Был момент, когда испанская литература вышла за пределы Испании. Сейчас момент, когда выходит русская, русский язык. Это начало происходить, когда СССР разрушился. У нас есть замечательные русскоязычные поэты и на Украине, и в Казахстане, много еще где. То есть, русский язык перестал быть внутри границ русской территории. Он стал экстерриториален. И этот факт сам по себе – радостный факт.
Но ведь русская литература, например, в Англии широкому кругу читателей будет доступна только в переводе?
Безусловно, да! Но я говорю о том, что русский язык вышел за пределы по-разному. Например, в Англии существуют театральные и оперные постановки на русском языке, и у них есть аудитория .
Самое главное, что я хочу сказать - современная культура стала многоязычной, это её признак на сегодняшний день, Знаешь, ведь был момент, когда всем казалось, что все эти глобальные тенденции приведут к тому, что будет один язык – эсперанто. И даже придумывали специальный универсальный язык. Но оказалось, что для культуры важны различия. Язык науки универсален , а язык культуры - нет. Здесь важны различия. Русская культура живёт внутри русского языка, а внутри эсперанто не живёт. И, собственно, то же самое испанский, английский , так далее. Поэтому, концепция поменялась, и мы сегодня говорим не о создании универсального языка, а о том, что надо знать иностранные языки. И через этих людей, которые знают разные языки, мы становимся частью глобального процесса.
Улицкая, по-моему, с этим не согласна?
Но даже Улицкая тебе скажет, что мы можем с чем-то соглашаться или нет, но есть некая тенденция, то есть, эсперанто умер, а людей, которые знают больше трёх языков становиться всё больше и больше.
Для тебя лично на этом форуме были какие-то неожиданные открытия?
Если говорить о визуальном искусстве, то открытием и неожиданным для меня был архив группы «Война». Это группа, которая несколько лет была главным событием радикальным искусством в России. Но про нее там ,фактически, не знали, не было ни одной архивной или ретроспективной выставки. А у нас здесь была, и внутри неё - свои небольшие открытия, например, что там идеологом скорее был Леонид Николаев, чем «Вор» (Воротников). Это был очень важный момент на выставке для многих.
Второе – это выставка Вики Шумской, которая живёт в Словении, книга «Солёной воды». Это мощный, музейного уровня проект. Вика родом из Крыма, но уехала оттуда. А когда случился «крымнаш», поехала забрать свои работы, которые там хранились со времён её студенчества. А приехав, обнаружила, что работы безнадежно изуродованы временем, а многие вообще погибли. Они там лежали где-то в сарае, потом в сарае промокли, потом засохли…, то есть природа, влажность, солёная вода, солнце, всё это погубило её работы. И тогда она приехала сюда и решила: если природа забрала картины, то природа и должна их вернуть. Она взяла восемь холстов- больших, красивых - покрыла их монохромной краской , а потом два холста бросила в море на два месяца, два холста - на крышу нашего Дома художника под солнце. Эти холсты подвергались разным климатических перепадам, и через полтора года стали экспозицией выставки.. Это просто шедевральная выставка. Насколько по-разному природа вернула ей картины! Она, вроде бы, с ними ничего не делала, но под воздействием природы, они стали разными интересными, богатыми, абстрактными холстами.
Какие еще неожиданности?
Я поэта Дельфинова знаю очень давно, но вот он сейчас сделал в Берлине дуэт с Динарой Расулевой и, по-моему, сегодня это одно из самых сильных явлений русской культуры, хотя оно родилось в Берлине.
Ещё одна неожиданность для меня - это, конечно, выступление Улицкой. Надо сказать, что Люся оказалась еще и очень смелым человеком. У нее же супер комфортная позиция – известный писатель, обожаемая, почитаемая, авторитетная и так далее. И она может с высоты этой позиции с нами разговаривать, читать свои тексты, рассказывать о своём творчестве. А она вдруг добровольно от этой позиции отказывается и говорит о том, что ее занимает сегодня. Говорит о Флоренском , Федорове, Соловьеве , Циалковском, о том, как их труды помогли ей взглянуть на современную жизнь, на будущее Такое домашнее философствование….
Очень спорное….
…в котором она такая же, как и мы, у неё нет особого статуса, когда мы рассуждаем про то, что будет через 30 лет или 3000 лет. И это мне очень понравилось именно тем, что она не боится рисковать, не боится перемещаться в зону некомпетентности. Мне кажется это очень важный опыт. В искусстве вот постоянно идёт разговор о поиске новой искренности. Особенно ,в изобразительном, ну и в литературе тоже. Если ты профессионал, то уже вроде и не можешь быть непосредственным. Если ты профессионально чем-то занимаешься, то у тебя уже есть инструментарий, какие-то финты, какие-то хитрости, с помощью которых ты делаешь свою работу, свою музыку или литературу. Или вот в изобразительном искусстве - чем бы ты не занимался, то делаешь это эффектным, продаваемым, успешным с помощью проверенных методов. А Люся неожиданно предложила единственный способ быть искренним по-настоящему – двигаться в ту зону, где ты – любитель. Всегда оставаться любителем. Это очень интересно.
Я видела в комментариях к форуму упреки организаторам в том, что среди гостей и музыкантов были в основном представители старшего поколения. Кто-то даже написал, что нельзя двигаться в новую жизнь с грузом ошибок уходящего поколения и советским менталитетом. Лично я считаю, что возраст – не диагноз, а ты что думаешь?
В нашем случае все-таки возраст играет важную роль. И можно говорить о том, что люди моего поколения, конечно, постсоветские. Мы имеем этот опыт, и он в нас сидит…
Мы зато мудрые, умные, опытные.
Это не важно. Возраст имеет значение не потому, что мы биологически старше - мне 60 лет, а кому-то 30 - сколько потому, что я жил в Советском Союзе, а этот человек, которому 30 - не жил. Биологически, я, может, себя чувствую более молодым, но это дело не меняет. Но все же сейчас интерес к нашему поколению возрос у молодых людей, мне кажется. У них есть ощущение того, что, кульбит, который производится российским социумом, возвращает советские времена. Например, формализация выборного процесса. В советское время тоже были некие выборы. Все понимали, что это не выборы, а как-бы выборы, но никто особо не протестовал, и это считалось нормой. Сейчас - то же самое. Я не видел ни одного человека, который считал бы, что то, что в России происходит – это выборы. Но я видел очень много людей, которые считают, что это - нормально. Возвращение советской ситуации. Так что, сейчас людям нашего поколения снова есть что сказать.
У меня есть и другие соображения по поводу возраста на форуме. Нельзя ставить перед конкретным мероприятием задачи универсального характера. Мне было бы очень интересно, если бы кто-то сделал форум новой молодой культуры , и я бы с удовольствием в качестве слушателя пошёл бы туда. Но это - другой форум. Наш построен таким образом, что из каждого города приезжает делегация представителей русской культуры в этом регионе - есть и молодые и более зрелые, просто культура так устроена, что люди, которые старше - более известны, к ним больше прислушиваются, они являются авторитетами и они более заметны.
Станет ли форум ежегодным? Будет проходить только в Черногории или распространится и в другие европейские города?
Первое, что мы сделаем после подведения итогов, создадим достаточно большой исполнительный совет форума. Всем понятно, что такой форум должен быть ежегодным. И второе - до конца года нужно выбрать развилку: повторять его в Черногории или сделать перемещающимся. В целом, в будущем, как план – это точно перемещающийся проект. Например, очевидно, что тот город, который является принимающей стороной, и русская культура, которая живёт в этом городе – они в более привилегированном положении и имеют возможность всем себя показать. И так, как идея форума родилась в Лондоне, то было бы логично второй форум делать в Лондоне, но многие могут столкнуться с проблемой визы. Дело в том, что многие из тех, кто живёт в Европе - граждане России все равно, а для граждан России сейчас получить английскую визу затруднительно. Поэтому звучали: Берлин, звучала и Прага, и звучит вариант, что второй форум сделать в Черногории, а уже третий сделать в каком-то другом городе.
Второй спектакль после премьеры – он самый сложный, знаешь ли…
Да!
Поэтому лучше, может, не рисковать?
Конечно, Черногория – это ворота рая, прекрасная страна, и здесь мы живём. Здесь у нас комфортная ситуация законодательная - визы гражданам России не нужны вообще, поэтому мне здесь легче, но легче – не значит лучше! Это связано и с финансовой стороной, потому, что половина бюджета должна обеспечить принимающая сторона. Ну, посмотрим. Сто процентов можно сказать, что форум будет продолжаться, более того, возможно у него будут небольшие сессии, специализированные. Например, из-за того, что здесь нет площадок достаточно хороших, у нас на этом форуме не было театра. Вот вчера обсуждали, что, может, сделать в другое время, отдельно от этого, специально небольшой такой форум Русский Театр в Европе.
И кино!
Ну, с кино, за этот год я решу вопрос. Хороший кинозал будет. А с театром я за год не решу , хорошая театральная сцена – это всё-таки сложнее Я вообще надеюсь, что за год ситуация обрастёт какими-то новыми предложениями. Вот , например , лондонский журнал «Зима» готов вместе с нами делать издание по результатам этого форума. Есть и другие перспективы. В целом, я считаю этот проект успешным и состоявщимся. Так что , начинаем готовиться к следующему году!