«Ах, как много человечества – и как мало человечности»

Режиссер Татьяна Архипцова обновила наши впечатления и память о знаменитой пьесе Александра Вампиловой «Свидание в предместье», постоянно идущей в российских театрах под более поздним названием «Старший сын».

Предместье – почти забытое красивое русское слово, обозначающее местность, примыкающую к городу. В предместье люди живут медленней, проще, чем в городе, но «пока они пьют чай, также рушатся их судьбы», и недаром драматурга Вампилова называли современным Чеховым из-за схожего интереса писателей к обыденной жизни простых людей.

Герои спектакля Архипцовой, поднимающиеся на сцену под музыкальное представление в стихах  прямо из зрительного зала  – симпатичные теплые люди, прежде всего, Сарафанов старший (Вадим Райкин), почти блаженный человек.

Обаятелен в этой дружной компании даже непутевый шантрапа Сильва (Алексей Сахаров), которому не чуждо чувство товарищества.  Спектакль наполнен музыкой и песнями, в основном, Юлия Кима, написанными  специально к этой постановке. Действие начинается и заканчивается хоровым пением, создающим определенную атмосферу, и зрители активно подключаются,  весело подпевая, тем более что по экрану призывно бегут строки – подсказки. Спектакль вообще выстроен очень подвижно (сценография Александра Петрова) – два дерева легко перемещаются по сцене, так же, как двор с домиком Макарской или квартира Сарафановых, быстро сменяя друг друга, образуют новые мизансцены.

Вообще спектакль Татьяны Архипцовой просто брызжет любовью. Любовью между мужчиной и женщиной, между братом и сестрой, между отцом и детьми. Пляшут любовные гормоны у Васеньки (Алексей Коваль) так, что он подпрыгивает, как радостный щенок. Бусыгина (Георгий Марченко) и Сильву (Алексей Сахаров) те же гормоны гонят за малознакомыми девчонками в неизвестную ночную даль. Макарскую (Алена Дроздова), энергичную молодую женщину, надежда на любовь заставляет легкомысленно распахиваться каждому встреченному мужчине.

Нина (Алина Мазненкова) готова бросить все и уехать за женихом на Сахалин, веря, что раз он ее любит, то и в ней любовь когда-нибудь проснется.

В предместье не только серьезные страсти бушуют, но и комических моментов предостаточно. Пожилой сосед Сарафановых (Янис Якобсонс), встретив на ночной прогулке незнакомцев, ищущих приюта («помогите, люди добрые, приютите нас, пожалуйста…»), быстренько ретируется, сходу привирая, что дома полно народу: жена – теща, хотя явно человек одинокий.

Нина с Бусыгиным, только познакомившись, дружно подпевают «Бродяге» (пластинки с песнями из индийских фильмов в исполнении Раджа Капура пользовались бешеной популярностью в 60-х гг.). Ниночкин жених (Вадим Роганов) солдафонски интонирует так, что все собеседники начинают издевательски его поддразнивать, вызывая одобрительный смех в зале.

Самая пронзительная сцена спектакля – монолог влюбленного, жестоко обманутого Васеньки: горячечность, страстность, слезы обиды и ревности не могут не тронуть любую женщину, так что у  Макарской и Васеньки когда-нибудь может все сложиться самым наилучшим образом, во всяком случае, «Свидание в предместье» такую надежду оставляет.

Режиссер Татьяна Архипцова в финале вкладывает в уста наивного Сарафанова великие и столь же наивные слова Антона Павловича Чехова, написанные для «Трех сестер»:

«Пройдет время, и мы уйдем навеки, нас забудут, забудут наши лица, голоса и сколько нас было, но страдания наши перейдут в радость для тех, кто будет жить после нас, счастье и мир настанут на земле, и помянут добрым словом и благословят тех, кто живет теперь…». Публика прочувствовано и благодарно внимает Слову, и ради одного этого уже стоило затевать постановку.

фотографии с официального сайта театра