Этот мир придуман не нами...
Новый спектакль «Любовницы» по роману Эльфриды Елинек вышел на Малой сцене Театра Наций. Ассоциации со словом «Любовницы» после этого спектакля у вас будут совершенно иными. Режиссер Светлана Землякова, точно следуя тексту знаменитой австрийской писательницы, рассказала истории двух простых, почти примитивных созданий, попытавшихся перехитрить злую судьбу. Бригитта (Елена Николаева) и Паула (Наталья Ноздрина) изо всех сил хотят лучшей жизни, чем у окружающих их женщин, но этот мир устроен так, что возможность выбора у представительниц слабого пола сильно ограничена.
В городке, где живет Бригитта, женщины до конца дней вынуждены трудиться на фабрике нижнего белья, и, если не выходят замуж, то с трудом сводят концы с концами. Бригитта надеется: «С мужчиной придет все самое лучшее…». У расчетливой Бригитты есть цель - электрик Хайнц. Хайнц (Артем Тульчинский) знает об этом, но не торопится. Зачем менять свою жизнь, если и так все неплохо складывается? У Бригитты, конечно, «есть грудь, есть бедра, есть ноги, есть мохнатка…", но ведь женщин вокруг полно, только выбирай.
Артема Тульчинского не узнать – таких конченых жлобов ему, кажется, еще не доводилось играть. Артист с юмором «рисует» своего героя, превращаясь в финале в этакого Иудушку Головлева. Родители Хайнца (Наталья Павленкова и Леонид Тимцуник) недовольны навязчивостью девушки: они хотят для сыночка более выгодную партию, а вовсе не Бригитту, у которой ни гроша за душой. Они просто не слышали о правиле бумеранга…
Паула мечтает вырваться побыстрей из своей деревни, где мужчинам ничего не остается, кроме как тяжело вкалывать лесорубами, а женщинам - вести хозяйство и рожать детей. Романтичная девушка хочет выучиться на портниху и влюбиться, иначе придется всю оставшуюся жизнь обслуживать отца и братьев вместе с матерью. Мать (Наталья Павленкова) злится: «Почему тебе должно быть лучше, чем мне?! Я никогда не стремилась стать лучше своей матери, она была домохозяйкой, и мой отец прибил бы меня, если бы я заикнулась…теперь, когда ты, наконец, можешь тянуть лямку вместе со мной, ты, оказывается, не хочешь. Выбей себе это из головы!». И не знаешь, кому больше сочувствовать - настолько тяжела и беспросветна женская доля в этом грубом мужском мире. Дочери, возможно, удастся вырваться, а вот мать ничего хорошего в этой жизни не видела и не увидит. У актрисы Натальи Павленковой без всякого утрирования и наигрывания получился портрет концентрированного женского несчастья.
Художник-сценограф Денис Сазонов создал аскетичное пространство, «открытое» и жестко ограниченное яркими световыми отрезками (художник по свету Сергей Васильев). Узкий металлический шкафчик - принадлежность фабричной раздевалки, торшер и матрас олицетворяют комнату Хайнца, холодильник и лавка – родительский дом Паулы. Художник по костюмам Екатерина Злая придумала каждому герою характерный колоритный образ. Наталья Павленкова и Леонид Тимцуник меняются до неузнаваемости, являясь на сцену, то расчетливыми родителями Хайнца - церемонными горожанами, то родителями Паулы - грубой неотесанной деревенской парой, меняя, разумеется, не только внешность, но и повадки, и голоса (высокопрофессиональная работа двух прекрасных артистов).
Молодые актрисы Наталья Ноздрина и Елена Николаева вслед за режиссером беспощадны к своим нелепым героиням. В их маленьких головках - только одна мысль-мечта: вырваться из заезженной колеи с помощью единственной собственности - тела. Все, что с ними происходит - какая-то пародия на человеческую жизнь, но их отчаянные попытки что-то изменить вызывают искреннюю жалость и сочувствие.
Паула Натальи Ноздриной – настоящая блондинка. Такой девушке с удовольствием бы устроил роскошную жизнь какой-нибудь столичный олигарх, но в глухой деревне молодость, красота и стройная фигурка ничего не стоят, ибо не несут никакой практической пользы. Работящая выносливость и покорность - другое дело. Ей просто не повезло с местом рождения и средой обитания. Паула попыталась влюбиться в смазливого Эриха (Олег Савцов), наивно решив, что он – ее шанс на спасение, но подставившись грубому неотесанному самцу, Паула тут же беременеет и проходит все круги ада – от жестокого избиения собственными родителями до публичных издевательств молодого мужа, возвысившегося в собственных глазах новым хозяйским положением. Нехитрый выбор теперь вообще отменен. Мужчины настолько значимы, что могут решать, ничего не решая. Женская доля – ждать и терпеть…
За своего вяло сопротивляющегося Хайнца, энергичная Бригитта, никогда ничему не учившаяся, готова глаза выцарапать любой конкурентке. Утонченная Сюзи (Муся Тотибадзе) – предел жлобских мечтаний семьи потенциального жениха, - сама еще не определилась, чего хочет (смешная и трогательная интеллигентная девушка из хорошей семьи), зато это абсолютно точно знает Бригитта. У Бригитты есть козырь - ее тело, которым она старательно ублажает Хайнца. Перед книжной недотрогой Сюзи готовность и угодливость упрямой Бригитты – безусловное преимущество, а беременность – единственный шанс на победу.
Жесткость и откровенность романа смягчена режиссерской иронией. Трагикомедия в постановке Светланы Земляковой длится пару часов и держит в напряжении не хуже детектива. «Любовницами» театр не гарантирует почтенной публике расслабленный вечер, зато можно получить отменное удовольствие от добротно сделанного и мастерски сыгранного спектакля.
фотографии Марии Зайвый
спектакль "Любовницы" - Театр Наций, режиссер Светлана Землякова, артисты Наталья Ноздрева, Елена Николаева, Наталья Павленкова, Леонид Тимцуник, Муся Тотибадзе, Артем Тульчинский, Олег Савцов