Так захотелось выпить…

Спектакль «Пьяные» начинается с оркестровой увертюры. «Музыканты» в вечерних костюмах и платьях выходят из темноты и с невозмутимым видом, рассаживаются по бокам приподнятого планшета сцены. Нарочито игривая прелюдия вызывает в памяти номер из кукольного «Необыкновенного концерта» Сергея Образцова – выступление оркестра «водо-бачковых инструментов». Тут тоже в ходу разные «инструменты», в том числе и музыкальные, но описывать музыку скрежета по стеклу, звяканья цепей в ящике, мнущейся бумаги не стоит, это надо видеть и слышать.

Сильно наклоненная поверхность сценического планшета, расписанная «сверху вниз наискосок» яркими световыми лучами, постоянно движется. Удивительную иллюзию того, что она раскачивается, а пол уходит из-под ног – создают сценографы (видеография - Владимир Гусев, художник по свету Евгений Виноградов) и так в этом преуспевают, что вскоре и зрители потихоньку входят почти в то же состояние, что и герои спектакля.

Режиссер Виктор Рыжаков по очереди вытаскивает группы «музыкантов» на эту опасную площадку и оживляет текст Ивана Вырыпаева. Движения и жесты актеров, вступающих на наклонную плоскость, расслаблены, иногда комичны, порой трагичны. Это – отлично отрепетированная пластическая клоунада (хореограф Олег Глушков) с коверными клоунами, рыжими и белыми, и даже черными. Можно как угодно воспринимать пьесу, морщиться от явно сокращенной, но все равно проскальзывающей нецензурной лексики, не слышать аллюзий, не понимать аллегорий, но не восхититься актерскими работами в любом случае не удастся. Янина Колесниченко, Светлана Иванова, Игорь Золотовицкий, Дмитрий Брусникин, Нина Гусева, Павел Ворожцов, Мария Карпова, Яна Осипова и др. – безумно органичны, обаятельны, интересны. В спектакле Рыжакова заняты актеры совершенно разных поколений, но это – единая команда, понимающая и универсальная, здесь все могут всё.

Пьяные всего мира похожи, как братья и сестры, и спектакль Рыжакова и Вырыпаева - не о каких-то там неизвестных людях с европейскими именами. Он - про каждого из нас, про то, как, в сущности, открыт и беззащитен человек в подпитии: тормозов нет, ничего не боится, много говорит («что у трезвого на уме…»). Ему, кажется, открывается нечто. Как утверждает один из героев спектакля Марк (Виталий Кищенко): «Смысл в том, чтобы видеть, вот и все. А кто что видит, это уже вопрос…». Трезвым товарищам не всегда хватает терпения выслушивать хмельные проповеди и «красноречивые» откровения, но, когда пьяны все, многое становится понятней и проще. Поскольку такое состояние знакомо почти каждому, то откровения понимаются и принимаются публикой. Если каждый зритель хорошенько прислушается, то возможно даже услышит «шепот Господа в своем сердце», как убеждает один из героев спектакля: «Господь говорит с миром через тех, кто пьян», - и в зале, кажется, не остается сомневающихся в этом.

Удивительно как на Малой сцене МХТ уместилось сразу столько реалий: уходящие из-под ног земля и пол; парки и улицы; кафе и бары; велосипеды, рассекающие водную гладь (художники Мария и Алексей Трегубовы).

Люди живут, механически выполняя биологические функции, должностные обязанности, правила движения и общежития, ежедневная суета закручивает, стягивает, держит в постоянном напряжении, а пьяных ничего не держит, они свободно парят во вселенной. И от одного этого уже хочется опьянеть…

фотографии Анастасии Коротич

материал опубликован в журнале "Театральный мир" № 1 за 2016 год

https://www.facebook.com/media/set/?set=a.945755345472002.1073743157.371496016231274&type=3