«И Серёжа тоже…»

Режиссер Дмитрий Крымов представил в МХТ им. Чехова по мотивам «Анны Карениной» Льва Николаевича собственное оригинальное произведение. В спектакле - четыре главных героя: Анна (Мария Смольникова), Каренин (Анатолий Белый), Вронский (Виктор Хориняк) и сын Карениных – Сережа в изображении невероятно трогательной куклы (мастер-кукольник Вииктор Платонов), ведомой тремя молодыми гувернантками и одним кукловодом. После премьерного показа режиссер признался: "Наша кукла – какое-то мистическое существо – ребенок и не ребенок, одновременно живой и мертвый.  Когда его сделали, мы не могли оторваться от его необыкновенного лица.  Я делю с ним  гримерку и, когда в нее вхожу, чувствую, что он ждет меня, здороваюсь с ним, разговариваю…".

Работа над спектаклем шла около двух лет, и Художник Дмитрий Анатольевич Крымов очень  признателен Олегу Павловичу Табакову и нынешнему руководству МХТ, что позволили ему не торопиться со сдачей. Режиссеру Крымову было чрезвычайно интересно работать с артистами МХТ: «У них есть душа, дисциплинированность, натренированность и азарт, а еще – такое отношение  друг к другу и режиссеру, какое бывает только в училище. Они аплодировали после каждой репетиции, и я возвращался домой окрыленный…». Во время репетиций шел активный творческий процесс, обдумывались любые невероятные предложения.  По ходу работы над спектаклем многое менялось: например,  идея с куклой возникла не сразу, также как сама драматургия, которая сочинялась и дополнялась по ходу репетиций. Часть романа Льва Николаевича Толстого Дмитрий Крымов  вольно объединил с ироническим текстом Льва Рубинштейна и отрывком из произведения Василия Гроссмана «Жизнь и судьба», что, правда, на мой взгляд, несколько утяжелило спектакль. Но, в целом, впечатление от "Сережи" можно передать так: в нем столько любви и крылатой фантазии, столько мыслей и чувств, что в большом зрительном зале МХТ равнодушных не остается.  

Дмитрий Крымов, со свойственной ему оригинальностью, освежил устоявшееся представление о героях знаменитого романа, обойдясь без пошлости и банальности, не скатываясь в панибратство и излишнее осовременивание. Разобраться в том, что происходит на сцене, без знания первоисточника практически невозможно, и создатели спектакля искренне надеются, что ИХ зрители читали «Анну Каренину».

Действие начинается: под возвышенное выяснение отношений Анны  в исполнении Аллы Тарасовой и Вронского  в исполнении Николая Хмелева (звучит аудиозапись спектакля 1938 года) молодая мхатовская поросль усердно натирает вздыбившийся до наклонной плоскости паркет, проверяя качество работы друг друга  белыми платочками. Длится эта сцена ровно столько, чтобы зрители успели осознать, сколь пафосно звучит сегодня речь великих артистов, когда-то служившая эталоном актерского мастерства.  Такая нарочитость возьмет сегодня за душу разве что экзотических театральных архивариусов. 

Режиссер Дмитрий Крымов уверенно «выбирается своей колеёй»,  рождая ни на кого не похожий  театр. Его главная муза - актриса Мария Смольникова с легкостью выполняет любую постановочную задачу, изящно жонглируя  словами, лавируя между забавной вольной женской болтовней и классическим текстом Толстого, непринужденно общаясь с партнерами и зрителями и… космически зависая в одиночестве. Субтильность и хрупкость актрисы не мешает выполнению смелых акробатических трюков, требующих хорошей физической подготовки (в момент, когда она поднимается по шаткой приставной лесенке, чтобы дотянуться до люстры, сердце любого неравнодушного зрителя трепещет).  В спектакле все сконцентрировано вокруг актрисы,  скреплено ее сумасшедшей органикой. Смольникова – настоящий маленький Чарли Чаплин в юбке, в комедии представляющая трагедию и наоборот.

Дмитрий Крымов с  художником Марией Трегубовой, не принимая во внимание многочисленные версии знаменитого романа, смастерили совершенно неожиданную постановку, виртуозно соединив драму и комедию с цирком. Ужасно хочется отметить некоторые детали:

-  Наклонный скользкий паркет, с которого Анна почти скатывается в суфлерскую будку (между прочим, ту самую - реликтовую мхатовскую), при этом успевает непосредственно пообщаться с залом, ни на секунду не выйдя из образа несчастной Анны;

- Купе несущегося поезда, в котором обе матери (Сережи и Вронского)  смешно тараторят, откровенничая о своих чадах, то и дело, сваливаясь с полок (дороги в России всегда были неровные), ловя летающие по купе чемоданы и коробки, рассеянно отряхиваясь от снежной бури, врывающейся в окно;

- Квадрокоптер, парящий над перроном – его Анна везет Сереже в подарок из Москвы, потому что «в Санкт-Петербурге такие пока…не производят»;

- Огромные рога, которые величаво носит Каренин, вроде бы не замечая их, но игриво потряхивая колокольцами (Анна нахваливает изобретательность мужа, как он здорово развлекает ими сына).

Подобных придумок - множество, они увлекают и при этом не смущают, не притормаживают действие. Артисты мастерски выполняя трюки, словно подмигивают, не выходя из образа своих героев. Во всех присутствует объем и многоплановость, и… в «Сереже» - тоже. Кукла - ребенок одинок и никому не нужен, он – игрушка для взрослых, которые так заняты своими переживаниями, что приводит к страшному финалу: когда в финале Анна Каренина, обнаружив в детской кроватке живого мальчика, протягивает к нему руки, тот исчезает. Потеря ребенка, что может быть страшнее? Об этом, правда, при иных обстоятельствах, писал и Василий Гроссман.

Анна, в свою очередь, сама - кукла для Каренина. Одна из тех дорогих вещей, которыми Алексей Александрович себя окружил, не сомневаясь в своем праве владения. Каренин не замечает страданий жены, одиночества сына, он зануден и нарочито смешон, пока не наступает та самая сцена объяснения между супругами, когда Анна признается, что любит Вронского, а мужа ненавидит. Раздается страшный смех: Каренин отходит от жены, пятясь и хохоча, а огромные слезы в сверкающих глазах артиста Анатолия Белого вызывают ощущение мурашек по спине.

В следующей сцене чиновник  Каренин задумчиво гладит себе рубашку, не замечая, что утюг прожигает ему руку. От Каренина идет пар, Анна возмущается, что «пахнет жженым мясом». И как забыть эпизод, в котором артисту Анатолию Белому понадобилась его прекрасная физическая форма: когда Каренин, теряя самообладание, мечется как раненый зверь, пытаясь разметать по сцене огромный накрытый к обеду стол. Как он яростно давит в руке виноградную кисть, кажется, раздавил бы Анну вместо винограда. Анатолий Белый своему Каренину, понятно, сочувствует, но даже в самые трагические моменты успевает над ним иронизировать.

Произведение Крымова заканчивается тремя десятками вопросов (Лев  Рубинштейн). Вопрошает несчастная Анна, лишившаяся ребенка. «Зачем? Почему? Что смешалось в доме Облонских? Откуда прибыл поезд? И куда он шел?».

Мудрость великой литературы заключается в правильно сформулированных  вопросах. Ответы у каждого свои…


фотографии Михаила Гутермана
спектакль МХТ  "Сережа", режиссер Дмитрий Крымов, актриса Мария Смольникова, артист Анатолий Белый

материал опубликован в журнале "Театральный мир" № 11

https://www.facebook.com/media/set/?set=a.1921968661183994&type=1&l=422d1b989d

 в журнале "Новый континент!

http://nkontinent.com/sereja/