У каждого человека есть своя «комната», помимо реальной –  воображаемая.   Любой человек ею обладает. Психически уравновешенный человек из воображаемой комнаты по желанию выходит, но иной ущемленный жизнью способен провести в ней годы, поскольку все, что за ее пределами, страшит. «За дверью бессмысленно всё», предупреждал Бродский в знаменитом стихотворении «Не выходи из комнаты, не совершай ошибку…», насидевшись в свое время в изоляции.

В пьесе «Комната Адлера» драматург Анастасия Букреева и режиссер Лера Суркова исследуют интересное  психическое расстройство одного человека, имеющего несколько реальных прототипов. У героя (Евгений Ткачук) в голове восемь личностей, прячущихся по отдельным комнатам, двери которых выходят в один коридор. Они знают о существовании друг друга довольно приблизительно, но все знают и боятся  «пастора», дверь которого, в отличие от других обитателей «коммуналки» всегда открыта. "Пастор" контролирует всё и всех, в первую очередь, Ивана, обладателя подлинной прописки и списка преступлений от ограбления до изнасилования и убийства, которые он совершил внезапно и в очень короткое время.

Перед доктором – психотерапевтом Пётром Алексеевичем Адлером (Олег Меньшиков) поставлена непростая задача – разобраться в мотивах преступлений странного молодого человека с диагнозом «множественная личность». От умозаключений психиатра зависит карательный срок, который вынесет суд. И понимаешь, что медицинская диагностика сродни Искусству, которое призвано ставить диагнозы, определять больные точки.

В черном глубоком пространстве – стол с лампами и два красных стула.  Доктор требует больше света, ему надо точнее вглядеться, распознать эту темную личность, ежеминутно переливающуюся разными «Я».

Иван, ускользающий от допроса, в секунду превращается в маленького подвижного Давида с сознанием пятилетнего малыша, тот немедленно оборачивается в разваливающегося  старца, которого Петр Алексеевич не успевает допросить, как уже видит перед собой смачно ругающегося таджика/туркмена (Евгению Ткачуку блестяще удается передать мимику и акцент приезжего из Средней Азии). А еще артист с молниеносной легкостью перерождается в миловидную стеснительную Веру. Множащиеся личности, словно бусины четок, сменяются и доводят доктора до полного безумия.

Уже непонятно, кто ведет допрос, кто разбирается в психиатрии лучше – дознаватель или подследственный. Белый халат оказывается, то у одного, то у другого, финал предсказуем, хотя, конечно, все равно поражает.

Картину для зрителей создали: художник Михаил Гербер, хореограф Константин Мишин, композитор Оля Крикова, художник по свету Иван Васецкий. Подробности  мимики участников битвы мы видим, благодаря  камерам наблюдения видеохудожников Михаила Теребиленко и Давида Зарипова.

Доктор и пациент меняются местами, за дуэлью следишь с напряжением и наслаждением, имея в виду блистательное существование двух артистов на сцене. Публика замирает, иногда смеется, например, услышав, что психически нездоровых людей в мире ровно столько же, сколько театралов, или, когда пациент упоминает, что Адлер, на самом деле, никакой не доктор, а город - курорт.

Итог просмотра «Комнаты Адлера»: постановка эффектная, пьеса содержательная, актерское существование – чрезвычайно энергичное и увлекательное при минимуме технических средств, зрительское счастье обеспечено.