Те, кто решит, что пьеса Шендеровича «Последний Ацтек», поставленная Иосифом Райхельгаузом в Театре ШСП, остро политическая, придут не по адресу: в этом театре сегодня пользуются успехом, в основном, лирические комедии («Пришел мужчина к женщине», «Ночь с незнакомцем» и т.п.). Один лишь раз попробовали поставить памфлет Быкова «Медведь», и то – с реквизитом случилось возгорание, и спектакль отложили до лучших времен.

Вик­тор Шен­де­ро­вич, не мудр­ствуя, взял в ос­но­ву пьесы слу­чай­ную встре­чу, обер­нув­шу­ю­ся вы­нуж­ден­ным об­ще­ни­ем, в ко­то­рых за­ро­ди­лись новые чув­ства между муж­чи­ной и жен­щи­ной, на­ши­ми быв­ши­ми со­оте­че­ствен­ни­ка­ми, стра­да­ю­щи­ми на чуж­дом За­па­де от оди­но­че­ства. И, хотя мис­сис Уот­сон (Та­тья­на Ве­де­не­е­ва) – вполне себе аме­ри­кан­ка (ро­ди­те­ли вы­вез­ли ее из Рос­сии в го­до­ва­лом воз­расте), оби­та­ю­щая от­нюдь не на Брай­тоне, ее рус­ский язык вме­сте с мен­та­ли­те­том вос­ста­нав­ли­ва­ет­ся мгно­вен­но, едва она по­па­да­ет в дом к ста­ро­му оди­но­ко­му ми­сте­ру Голь­ди­не­ру (Аль­берт Фи­ло­зов). Ста­рый Голь­ди­нер ру­га­ет все, что по­па­да­ет­ся на глаза и це­лы­ми днями слу­ша­ет на ста­ром маг­ни­то­фоне со­вет­ские песни.


Дей­ствие про­ис­хо­дит на Брай­тон-бич, где живут почти все герои пост­со­вет­ских пьес об эми­гран­тах, ино­гда, ка­жет­ся, наши дра­ма­тур­ги о дру­гой Аме­ри­ке даже и слы­шать не хотят.

Наши люди, по­ки­нув­шие Рос­сию два­дцать-трид­цать-со­рок лет назад, про­дол­жа­ют жить той самой жиз­нью, от ко­то­рой уеха­ли, не же­ла­ют ас­си­ми­ли­ро­вать­ся, об­ща­ют­ся толь­ко на рус­ском с ярко вы­ра­жен­ным одес­ским диа­лек­том, обо­жа­ют слу­шать со­вет­ские песни, смот­рят со­вет­ские филь­мы и ходят за шпро­та­ми и сгу­щен­кой в рус­ский ма­га­зин.

Ме­ло­дра­ма все­гда была лю­би­ма на­род­ны­ми мас­са­ми, по­то­му и у мыль­ных се­ри­а­лов самый вы­со­кий рей­тинг. Ну а в Те­ат­ре ШСП на таких спек­так­лях – пол­ный зал вос­тор­жен­ных по­жи­лых зри­тель­ниц, пе­ре­жи­ва­ю­щих ис­то­рию воз­мож­ной любви двух пен­си­о­не­ров как свою.


Кста­ти, к ак­те­рам дей­стви­тель­но пре­тен­зий нет: Та­тья­на Ве­де­не­е­ва с вполне убе­ди­тель­ным аме­ри­кан­ским ак­цен­том – смот­рит­ся очень при­лич­но, да и во­об­ще от­лич­но вы­гля­дит, меняя ко­стюм на каж­дый выход. Аль­берт Фи­ло­зов – как все­гда на вы­со­те: его герой вы­зы­ва­ет со­чув­ствие и улыб­ки, что и тре­бу­ет­ся боль­шин­ству зри­те­лей. Но вот, кто дей­стви­тель­но по­тря­са­ет – Елена Са­на­е­ва, вры­ва­ю­ща­я­ся в дей­ствие прямо из на­ро­да (ак­три­са по­ло­ви­ну спек­так­ля сидит в зале) в кро­шеч­ной двух­ми­нут­ной роли Фиры. Фира – по­дру­га умер­шей жены ми­сте­ра Голь­ди­не­ра, ко­то­ро­го иг­ра­ет Фи­ло­зов, гнев­но вы­го­ва­ри­ва­ет наг­лой чу­же­стран­ке, все, что о ней ду­ма­ет, счи­тая себя впра­ве кон­тро­ли­ро­вать чужие от­но­ше­ния.


Ее встре­ча­ют удив­лен­ны­ми ап­ло­дис­мен­та­ми и про­во­жа­ют бур­ной ова­ци­ей.

 

https://www.teatrall.ru/post/379-sovetskie-pesni-o-glavnom-v-shsp/

фото взяты с официального сайта театра