Московский театр «МОСТ» По пьесе Владимира Войновича «Фиктивный брак» и по мотивам рассказа Кира Булычева «Можно попросить Нину?» «Есть ли жизнь на Марсе» Постановка – заслуженный деятель искусств России Евгений Славутин
НЕТ ОТВЕТА
«Есть ли жизнь на Марсе?» – камерный спектакль, поставленный художественным руководителем театра «МОСТ» Евгением Славутиным по произведениям Владимира Войновича и Кира Булычева. У этих разных произведений, объединенных лишь названием, из общего, пожалуй, разве что советский флёр. Популярный в советское время вопрос, волновавший граждан в эпоху дефицита на все – от продуктов до вещей. «Есть ли жизнь на Марсе?» – тревожно спрашивали друг друга не только физики, но и лирики, переживая за населенность чужой красной планеты. Тем временем, собственная жизнь проходила мимо.
Первая часть спектакля «Фиктивный брак» – трогательная и ностальгическая для среднего и старшего поколения, молодым, вероятно, покажется наивной и смешной. И, действительно, им сложно будет сопереживать детской радости взрослых людей по поводу раздобытой банки шпрот – знаменитого деликатеса восьмидесятых, сберегаемой для особо торжественных случаев. Надя (Марианна Лемешко) и Отсебякин (Алексей Нестеренко) смакуют эту нехитрую закуску, стеснительно отмечая свой свершившийся фиктивный брак. Публика одобрительно внимает всем перипетиям застольного выяснения отношений.
![](/images/es1.jpg)
Только что образовавшуюся ячейку советского общества разделяет явное несовпадение взглядов на жизнь. Гражданин Отсебякин тщательно взвешивает свои высказывания, употребляя к месту и не к месту это пресловутое «тщательно»: «Тщательно не понимаю», «Тщательно не одобряю». Надя сначала робко вздыхает, смущается, но энергичная натура берет свое. Она быстро осваивается и храбро принимается критиковать. Инженер-электрик солидно, словно с трибуны, вещает: «Есть временные трудности, но мы их не скрываем…» «Да чего там скрывать-то – нет ничего в магазинах!» – сердится на него Надя. «Чапаев, народный герой, жизнь отдал за то, чтоб мы жили в нормальных условиях…» – пафосно восклицает Отсебякин, указывая на пустой стол.
В то время большинство людей привыкло верить не глазам, а постулатам. Множество советских людей отдали свои жизни за светлое будущее, но коммунизм так и не наступил. В тоталитарном государстве людей ничто так не пугает, как само государство. Больше всего на свете они боятся представителей власти. «Как я могу в вашей квартире остаться, если я тут не прописана?» – искренне недоумевает Надя. Придет домком, узнает партком и… конец. Люди не вольны ни в своих действиях, ни в словах. Дедушку Отсебякина в свое время расстреляли за рассказанный анекдот, и всю оставшуюся жизнь внук боится сболтнуть лишнего.
А тут является легкомысленная Надя и доводит своего фиктивного «мужа» до глубокого обморока необдуманными высказываниями. В итоге эта история заканчивается хорошо: языки, развязанные водкой, расслабляют; откровения, которые без опасения можно говорить только самому близкому и верному другу, объединяют пару чудиков. Возможно, фиктивный брак обернется настоящим. Вторая часть спектакля «Можно попросить Нину?» никак не связана с первой. Основное достоинство этого действия в том, что оно коротенькое. История человека, звонившего одной знакомой Нине и случайно попавшего в ее прошлое тридцатилетней давности, довольно условна: характеры едва намечены, сюжет не прописан, практически ничего не происходит. Но артистов все же стоит отметить: Алексей Нестеренко подробно и очень органично влезает в «шкуру» своего героя – усталого, одинокого Вадима Николаевича, а молодая актриса Анна Славутина почти не отличается от трогательной и растерянной девочки Нины, не представляющей своего будущего. Фантастический рассказ Кира Булычева не очень захватывает и далеко не уносит, но… раз он привлек внимание режиссера Евгения Славутина, значит, зацепит и его поклонников. «Есть ли жизнь на Марсе, нет ли жизни на Марсе, науке неизвестно…» – с трудом говаривал изрядно перепивший лектор из «Карнавальной ночи». С тех пор наука так и не дает точного ответа. И театр «Мост» следует за наукой.