Гоголь – Центр вскрыл гнойники времени
Спектакль сочинил Савва Савельев, связав две актуальные параллели: гениальные тексты Андрея Вознесенского и художника Влада Мамышева Монро, меняющего лица и перерождающегося, то в Мерлин Монро, то в Адольфа Гитлера. Сегодня эти два персонажа остро выступают в контексте времени, обнажая его гнойники.
52 года назад в этом спектакле играл Вениамин Смехов и сегодня он в этом спектакле – герой, определяющий лицо времени! Связь времен, и круг замкнулся.
На сцене музыкант Николай Комягин взрывает стены, как когда-то это делал Владимир Высоцкий. «Охота на волков» в исполнении Shortparis это – шок, который не отпускает! У каждого думающего человека сегодня сердце ломит боль, а здесь вырывается и летит и «кричит от удушья», как когда то кричал Владимир Высоцкий, кричит сердцем «спасите наши души - берегите ваши лица»!!!
Интересная сценография и ироничная видеография. Лестница в небо - разверзнувшийся потолок. Сцена гадалки - ироничный пик человеческого невежества. Спектакль – «на острие ножа», параллели пронизаны сегодняшним днем, они горят огнем, внушая надежду, что все таки какая то часть человечества осталась с лицом, как сегодняшний зритель Гоголь – Центра. Такой как Александр Асмолов, побывавший на спектакле и вдохнувший воздух свободы, чести, красоты человеческого духа в этом театре!
Истории отношений художника и власти, художника и толпы повторяются в спирали времени. При жесткой, безыдейной, подавляющей власти художнику всегда было, есть и будет невыносимо. Машина государственной цензуры не останавливается. Охота на волков продолжается. Вплетая в пьесу историю художника, живущего искусством, нездешнего, режиссер проводит параллель, а видео-вставки с демонстрацией работы системы распознавания лиц как бы говорят о том, что лучше и безопасней это лицо потерять, как советует Владику опытный чекист, грустя (в прочем не сильно) о своем, которое у него когда-то было.
И над всем этим призыв художника и человека:
Очень
может всякое случиться,
Просим:
берегите ваши лица!
Время
обрывает наши лица -
В общем,
иногда они и лишни, -
В осень
и в иные катаклизмы
Просим:
не теряйте ваши лица!
Стихи Андрея Вознесенского актуальны и для совсем молодых через Shorparis, культовую группу современной интеллектуальной молодежи. По сути, судьба самого Гоголь-центра (а лучшего места и нельзя было и представить для этой пьесы) повторяет судьбу Таганки. Культовый театр, территория свободы и мысли, гонимый и уехавший в итоге главный режиссер и худрук, сложная судьба театра, пытающего сохранить свои коды.
Это история страны, история культуры.
текст: Анна Алексидзе
фотографии: Ира Полярная