УГОЛОК ЖИВОГО ЗРИТЕЛЯ
КТО-ТО ДОЛЖЕН ГЕНИЮ И ЧАЙ ПОДАВАТЬ…
драматические опыты Активного театра.
Спектакль «Толстого нет» - это два с лишним часа сплошного наслаждения. Его поставила режиссер Марина Перелешина по пьесе Ольги Погодиной-Кузьминой. Спектакль - не новый, но идет он не так уж часто. Поэтому если увидите в афише - не пропустите! Это я вам , как зритель – зрителю, говорю. Известный журналист Александр Минкин, с которым мы разговорились в антракте пришел смотреть сие действие аж четвертый раз.
Боярские палаты на Страстном бульваре 10, где идет спектакль – уже само по себе уникальное помещение, и история разыгрывается под каменными сводами прямо перед глазами зрителей. Актеры находятся просто на расстоянии вытянутой руки. Любая фальшивая нота слышна. Фальши нет. Нет спектакля. Нет актеров , произносяших текст. Есть абсолютно живой и интересный разговор чад и домочадцев Льва Толстого собравшихся в Ясной поляне . Дети ( Милена Цховребова ( Александра),Николай Ковбас ( Лев Львович) и Денис Беспалый ( Илья) обсуждают с матерью (н.а.РФ Эра Зиганшина) положение семьи и будущее наследство. Доктор (Игорь Штенберг), горничная Катюша (Анна Перелешина) и секретарь Толстого - Булгаков ( Кирилл Каганович) – молоденький студент , оказываются втянуты в беспокойную жизнь дома и вынуждены встать либо на сторону тех, кто понимает Льва Николаевича, либо тех , кто уверен, что « старик» чудит. Самого Толстого нет – мы его так и не увидим до конца спектакля. Толстой болен, он устал от семейных дрязг, он не хочет быть арбитром в борьбе за наследство. Он хочет уйти. Что , в конце концов и происходит. Ведь действие разворачивается в конце 1910 года.
В программке написано « это драма раздирающей любви и ненависти между людьми, которые добровольно или насильственно вынуждены всей своей жизнь служить интересам и целям великого человека Эта история по-своему уникальны и в то же время типична. Семейные пороки, любовные связи и имущественные интересы здесь переплетны. Это абсолютно точное высказывание , ведь недаром все герои постоянно вяжут, мелькая спицами, пытаясь в этом плетенье утолить раздражение, гнев и отчаяние. «Гению ведь кто-то должен и чай подавать А напишут потом , что он меня бросил и разлюбил» - истерично шепчет Софья Андреевна и , чтобы не умереть от тоски, обрушивает всю свою кипучую энергию на горничную Катюшу, которая оказалась беременной от студента. Катюшу во избежание скандала выдают за старого пьянчугу, работающего в доме. Доброта Софьи Андреевны оборачивается для Кати настоящей трагедией. Но всем - ни до кого. Каждый занят собой. Все вяжут и вяжут, ругаясь, споря и сдерживая гнев из последних сил. Диалоги так прекрасно построены, что не верится даже, что основой для пьесы и спектакля стали письма, дневники, воспоминания современников. Их этого документального материала и рождается история, не претендующая на точное отражение событий, но точно попадающая в цель. Все очень похоже на правду. Увы.
Спектакль «Толстого нет» - работа Театра Активного Зрителя. То есть, актеры время от времени вовлекают сидящих в зале в свою игру. Если честно, я это просто ненавижу – когда меня поднимают с места и заставляют «валять Ваньку» - пить настойку или хором петь. И вот что странно – здесь это происходит совершенно органично и адекватно. Мне кажется, потому, что с какого-то момента, зрители перестают воспринимать действие как театр. Перед ними живые люди, с которым можно и нужно общаться
Замечательно играет Софью Андреевну Эра Зиганшина. Я видела ее в других ролях, в том числе в Питере, но это – выдающаяся работа. Художник Светлана Литвинова создала декорации, в которых удобно двигаться и существовать.
Так , что пожалуй, послушаюсь я Минкина и пойду на спектакль еще раз!