УГОЛОК ЖИВОГО ЗРИТЕЛЯ

 

КТО-ТО ДОЛЖЕН ГЕНИЮ И ЧАЙ ПОДАВАТЬ…

драматические опыты Активного театра.

 

Спектакль «Толстого нет» - это два с лишним часа сплошного наслаждения. Его поставила режиссер Марина Перелешина по пьесе Ольги Погодиной-Кузьминой. Спектакль - не новый, но идет он не так уж часто.  Поэтому если увидите в афише  - не пропустите! Это я вам , как зритель – зрителю, говорю. Известный журналист Александр Минкин, с которым мы разговорились в антракте пришел смотреть  сие действие аж четвертый раз.

   Боярские палаты на Страстном бульваре 10, где идет спектакль – уже само по себе уникальное помещение, и история разыгрывается под каменными сводами  прямо перед глазами зрителей. Актеры находятся просто на расстоянии вытянутой руки. Любая фальшивая нота слышна. Фальши нет. Нет спектакля. Нет актеров , произносяших текст. Есть абсолютно живой и интересный разговор чад и домочадцев Льва Толстого  собравшихся в Ясной поляне . Дети ( Милена Цховребова ( Александра),Николай Ковбас ( Лев Львович) и Денис Беспалый ( Илья) обсуждают с матерью (н.а.РФ Эра Зиганшина) положение семьи и будущее наследство.  Доктор (Игорь Штенберг), горничная Катюша (Анна Перелешина) и секретарь Толстого - Булгаков ( Кирилл Каганович) – молоденький студент , оказываются втянуты в беспокойную жизнь дома и вынуждены встать либо на сторону тех, кто понимает Льва Николаевича, либо тех , кто уверен, что « старик» чудит.  Самого Толстого нет – мы его так и не увидим до конца спектакля. Толстой болен, он устал от семейных дрязг, он не хочет быть арбитром в борьбе за наследство. Он хочет уйти. Что , в конце концов и происходит. Ведь действие разворачивается в конце 1910 года.

 

     

В программке написано « это драма раздирающей любви и ненависти между людьми, которые добровольно или насильственно вынуждены всей своей жизнь служить интересам и целям великого человека  Эта история  по-своему уникальны и в то же время типична. Семейные пороки, любовные связи и имущественные интересы здесь переплетны. Это абсолютно точное высказывание ,  ведь недаром все герои постоянно вяжут, мелькая спицами, пытаясь в этом плетенье утолить  раздражение, гнев и отчаяние. «Гению ведь кто-то должен и чай подавать А напишут потом , что он меня бросил и разлюбил» - истерично шепчет Софья Андреевна и , чтобы не умереть от тоски, обрушивает всю свою кипучую энергию на горничную Катюшу, которая оказалась беременной от студента. Катюшу во избежание скандала  выдают за старого пьянчугу, работающего в доме. Доброта Софьи Андреевны оборачивается для Кати  настоящей трагедией. Но всем - ни до кого. Каждый занят собой. Все вяжут и вяжут, ругаясь, споря и сдерживая гнев из последних сил. Диалоги так прекрасно построены, что не верится даже, что основой для пьесы и спектакля стали  письма, дневники, воспоминания современников. Их этого документального материала и рождается история, не претендующая на точное отражение событий, но точно попадающая в цель. Все очень похоже на правду. Увы.

 

   

Спектакль «Толстого нет» - работа Театра Активного Зрителя. То есть, актеры время от времени вовлекают сидящих в зале в свою игру. Если честно, я это просто ненавижу – когда меня поднимают с места и заставляют «валять Ваньку» - пить настойку или хором петь. И вот что странно – здесь это происходит совершенно органично и адекватно. Мне кажется, потому, что с какого-то  момента, зрители перестают воспринимать действие как театр. Перед ними живые люди, с которым можно и нужно общаться

 

  

Замечательно играет Софью Андреевну Эра Зиганшина. Я видела ее в других ролях, в том числе в Питере, но это – выдающаяся работа. Художник Светлана Литвинова создала декорации, в которых удобно двигаться и  существовать.

 

    Так , что пожалуй, послушаюсь я Минкина и пойду на спектакль еще раз!