Неизвестную драматургию "порвал" мышонок-суперсыщик

В театре «Школа современной пьесы» в четырнадцатый раз проводится конкурс русскоязычной драматургии «Действующие лица». Придумал этот конкурс в 2003-м году режиссер Иосиф Райхельгауз, художественный руководитель театра «ШСП». По словам Иосифа Леонидовича, начиналось все довольно скромно, никто не предполагал тогда, что это ежегодное мероприятие достигнет таких масштабов и станет международным. Екатерина Кретова, арт-директор конкурса рассказала подробнее и привела конкретные данные: 

 - Сегодня в потоке пьес, присланных на конкурс «Действующие лица-2016» есть тексты из Мексики, Канады, США, Израиля, Белоруссии... В этом году на конкурс были присланы 403 пьесы. Состав участников: 253 мужчины и 161 женщина. Интересно, что под псевдонимами скрылись 23 мужчины и 42 женщины, причем почти все псевдонимы оказались мужскими. Возрастной разброс драматургов от 16 до 80 лет.

Четыре сотни пьес были прочитаны героическими «читчиками» - членами жюри. Эти героические двенадцать человек, включая Екатерину Кретову, выбрали тридцать пьес, вошедших в Лонг-лист. С 2009 года обязательной частью конкурсной программы является творческая лаборатория «Класс молодой режиссуры». Огромное количество молодых режиссеров, выпускников различных театральных вузов, присылают заявки на участие, выбирая для своих этюдов пьесы, вошедшие в лонг-лист конкурса. Таким образом, определяются десять пьес-победителей, то есть те пьесы, которые режиссерам захотелось перенести на сцену. В итоге, десять отобранных театром режиссеров ставят отрывки из десяти пьес, вошедших в шорт-лист.

«Для нас принципиально важно, что на сцене нашего театра состоятся дебютные работы молодых режиссеров», - заметил Иосиф Райхельгауз. - «С начала XX века и до нашего времени в театре – время режиссёров. Драматург представляет лишь материал для спектакля, а режиссёр имеет право делать с этим материалом всё, что сочтёт нужным. Драматург, посылая свою пьесу на конкурс, должен быть готов принять любую режиссёрскую трактовку текста…».

Все пьесы-победители вошли в сборник «Лучшие пьесы года», который ежегодно выпускается при поддержке РГБИ. Благодаря этому, уже вышло  собрание сочинений драматургов в четырнадцати томах. Этот многотомник имеет своих читателей, неравнодушных к театру.

Финал конкурса состоял из трех этапов: презентация сборника «Лучшие пьесы года», награждение драматургов почетными дипломами, а также показ десяти режиссерских этюдов. «В этом году мы отмечаем столетие революции. Но этот факт никак не отразился на драматургах, их по-прежнему волнуют вечные темы: любовь, одиночество, поиск своего места в жизни, поиск счастья. И надо признать, что авторы пьес раскрывают эти темы довольно пессимистично». – Посетовала арт-директор конкурса Екатерина Кретова.

А дальше началось самое интересное – драматурги, наконец-то смогли увидеть, во что превратили их пьесы современные режиссёры. Показы проходят в формате «бродилки», задействовано почти всё пространство театра - как основная сцена на втором этаже, так и малый зал на первом.

После шестичасовой «бродилки» состоялось обсуждение, и был объявлен автор лучшего этюда, который получит возможность поставить спектакль на сцене московского театра «Школа современной пьесы». Иосиф Райхельгауз поставил точку: «Дорогие, внимание! Я готов объявить победителя! Это – этюд Олега Долина по пьесе Елены Коллеговой «Мышонок-суперсыщик».

Все присутствующие разразились аплодисментами.