Масштаб фестиваля растет в геометрической прогрессии. В этом году в фестивале участвуют 637 представителей театрального менеджмента из 68 регионов России, включая худруков и директоров театров. Еще 50 тысяч менеджеров могут подключаться к работе секций ВФТМ по онлайн-трансляции.

Ежегодно ВФТМ обновляет девиз. В этом году – «Театр в России больше, чем театр». Главная тема фестиваля — «Будущее становится настоящим». В центре внимания — новые методики, новые подходы к работе, новые технологии и новые лица. В течение пяти насыщенных фестивальных дней состоятся обсуждения по следующим темам:

– Стратегия управления выстраивание коммуникаций с государственными структурами, взаимодействие с органами власти, цифровые системы для театров и digital-контент; эксплуатация театральных зданий; уличные театры; реновация и продвижение, театральные и околотеатральные проекты; презентация кейсов государственных и негосударственных театров, клубы по интересам и многое другое.

Открыл фестиваль руководитель ВФТМ, заслуженный деятель искусств России, директор Государственного академического театра имени Евгения Вахтангова Кирилл Крок: «На вахтанговских театральных фестивалях мы ощущаем себя единым комьюнити. В наших силах сделать так, чтобы мы шли плечом к плечу не только на отдельных форумах, но и в повседневной профессиональной жизни. Тема нынешнего фестиваля звучит так: Будущее становится настоящим. Хотел бы пояснить, эту формулировку так, как я её понимаю. Мы все желаем своим театрам успешной жизни, ярких художественных достижений, востребованности  у зрителей, высоких зарплат, комфортабельных условий работы. Когда эти благие пожелания мы понимаем, как цели нашей работы, то этот посыл начинает существовать не только в наших мечтах, но и в реальности, что выражается в конкретных планах и сметах, концепциях развития и проектной документации, во внутренних приказах, трудовых договорах и так далее. И тогда то, что вначале выглядело, как смелая, невероятная мечта, получает шанс превратиться в реальность. Так что фраза «будущее становится настоящим» для меня предельна конкретна.

Кирилл Игоревич  продолжил свою речь, упомянув, что  цели и задачи театра должны быть интересны не только ему, но и тому региону, в котором он находится, всей российской культуре в целом.

 Тематическая широта фестиваля выражает наше понимание профессии современного театрального менеджера. Это понимание выражено в девизе нашего фестиваля этого года: «Театр в России – больше, чем театр». Я прибавлю к этому девизу еще одну фразу, раскрывающую смысл нашей профессии: «Директор в театре – больше, чем директор».

Директор Театра Вахтангова напомнил гостям форума о том, что в нашей стране сохранена система муниципальных театров, и это преимущество перед театральными системами многих стран мира, великое достижение нашей культуры. В то же время существуют  определенные трудности, стоящие перед театральным сообществом, одна из которых – проблема профессионалов, творческих лидеров, способных взять на себя руководство театром, повести за собой людей искусства. «Такие профессионалы могут и должны создаваться в нашей с вами театральной среде! Такой человек должен разбираться в экономике и политике, искусстве и литературе, в современных тенденциях, должен интересоваться молодой режиссурой, драматургией… надо быть, как говорят в театре, и начитанным, и насмотренным…».

Затем Кирилл Игоревич о пути создания Дома Вахтангова во Владикавказе, рассказал о том, какие трудности стояли перед командой, какие суммы были затрачены на проект и как он сейчас работает. Проект, который многим кажется «чудом», был создан благодаря труду, желанию многих людей – и очень сильному менеджменту.

Руководитель ВФТМ, завершая выступление, процитировал слова Константина Станиславского: «Как редки среди театральных администраторов и  конторских деятелей люди, правильно понимающие свою роль в театре. Они должны быть первыми друзьями искусства и помощниками его жильцов – артистов. Какая чудесная роль!  Как важен порядок и весь уклад жизни на сцене, в гримерных артистов, в зрительном зале, в мастерских театра. Надо, чтобы зритель, актер,  каждый имеющий отношение к театру входил в него с особым трепетом…».

Кирилл Крок подчеркнул, что «настроение в зале и за кулисами создается только любовью, современный директор театра должен стать участником этой коллективной любви к своему театру, к людям театра – надо любить эти стены и творческих людей, которые в этих стенах трудятся, переплавливать все конфликты в любовь… Закончить я хочу словами одного поэта, который сказал великую фразу: Я не всех одинаково, но каждого больше люблю!».   

Олег Павлович Табаков: "Смысл жизни в том, чтобы жизнь на тебе не заканчивалась..."

Владимир Машков, художественный руководитель Театра Олега Табакова, председатель СТД РФ: «Я знаю, что здесь собрались люди, по-настоящему увлеченные театром. Вам предстоит пять дней напряженной работы. И как Председатель СТД, я хочу поблагодарить Кирилла Крока и всех организаторов Фестиваля за ту просветительскую и практическую работу, которую вы делаете для всего нашего театрального сообщества. Лозунг ТЕАТР В РОССИИ БОЛЬШЕ, ЧЕМ ТЕАТР  в начале двадцатого века его провозгласил Всеволод Эмильевич Мейерхольд, человек с юмором, с пониманием процесса. Смотрите, прошло сто лет, а этот лозунг не устарел. Уникальность нашего театра зависит от вас, от нас всех. Кирилл Игоревич несколько раз произнес слово ЛЮБОВЬ. Любовь – это чувство, сыграть его нельзя. Оно либо есть, либо нет. Основа любви во внимании. Если вы внимательны к людям, которые вас окружают, к тем процессам, которыми вы занимаетесь… если вы внимательны, значит, вы любите. Один замечательный философ сказал: «Гений – это неотступное внимание. Хочу вам пожелать неотступного внимания к миру, к себе. Мне кажется важным, чтобы все директора и театральные менеджеры разделяли замысел своих театров и создавали условия, чтобы творческий процесс шел максимально интенсивно.

Основа театра – артист, а артист – создатель, художник, творец. Артист этим и отличается от актера. Актер – талантливый  исполнитель, а Артист – художник, творец. Хочу пожелать вам плодотворной интересной работы. Пусть в ходе работы у вас возникнет множество вопросов. Вопросы помогают возбуждать воображение, а если они у вас не появляются, значит, вы напрасно тратите время. У меня всегда возникает вопрос – РАДИ ЧЕГО? Если вы поймете, ради чего делаете то или иное, значит, вам будут открываться самые потаенные уголки человеческой души. Желаю вам успехов. Удачи не желаю, поскольку удача нужна неподготовленным…».