Театральная диагностика
27 марта в День Театра в театре «Школа Современной Пьесы» состоялся финал Международного конкурса русскоязычной драматургии «Действующие лица 2017». В рамках конкурса прошли показы этюдов театральной лаборатории :)Класс молодой режиссуры):
Пятнадцать лет проводится конкурс современной драматургии, который в 2003-м году придумал для своего театра художественный руководитель театра «Школа Современной Пьесы» Иосиф Райхельгауз, даже не предполагая, что через несколько лет в нем будут принимать участие сотни драматургов и десятки режиссеров из разных городов России и других стран. В этом году эксперты выбрали двадцать шесть лучших из 357 пьес, присланных на конкурс. Лонг-лист был представлен вниманию жюри, в которое вошли восемьдесят молодых режиссеров – студентов и недавних выпускников режиссерских мастерских театральных и кинематографических вузов Москвы, Санкт-Петербурга, Киева и Минска.
Главная цитата конкурса:
«Когда-то театр начинался с актера, затем с драматурга, а позже с вешалки. Сегодня театр начинается с режиссера…».
С 2009 года обязательной частью конкурсной программы является творческая лаборатория «Класс молодой режиссуры». Именно режиссеры ежегодно определяют шорт-лист пьес, присланных на конкурс, ориентируясь на те, что им самим хотелось бы поставить. Театр ШСП их присланных заявок на предполагаемые постановки отобрал десять участников, которым предоставил полную свободу творчества и возможность выбора актеров и любой сценической площадки внутри театра для этюда.
По традиции организаторами конкурса был презентован новый сборник «Лучшие пьесы 2017 года», который тут же был вручен лауреатам и экспертам. После чего все отправились в театральное путешествие смотреть пятнадцатиминутные этюды, складывающиеся в пеструю картину современной драматургии и режиссуры.
Среди участников конкурса были зарекомендовавшие себя драматурги (Андрей Иванов, Анастасия Букреева, Денис Касперов), чьи пьесы уже идут в нескольких театрах, вполне опытные режиссеры (Александр Созонов, Филипп Гуревич, Олег Долин), и новички - стартовые условия у всех были равны.
Зрители и заинтересованные лица (например, завлиты театров из других городов) с удовольствием перемещались от площадки к площадке, обмениваясь на ходу впечатлениями, с любопытством присматриваясь к выбранным режиссерам пространствам и попыткам сценографии.
Некоторое неудобство состояло в том, что отсутствовали краткие аннотации к представляемым пьесам, ведь прочитать только что вышедший сборник удалось не каждому, а хотелось охватить историю целиком.
Итак, в режиме нон-стоп на конкурс удалось посмотреть следующие этюды:
1. драматург Анастасия Букреева «Ганди молчал по субботам» (Санкт-Петербург), режиссер Филипп Гуревич (студент ГИТИСа, мастерская Олега Кудряшова)
2. драматург Касперов Денис «Расстрелянное солнце» (Москва),
режиссер Олег Долин (выпускник ГИТИСа, мастерская Сергея Женовача)
3. драматург Айрат Ахметов «Красный павлин» (Казань), режиссер Антон Федоров (студент Театрального института имени Бориса Щукина, мастерская Ю рия Погребничко)
4. драматург Юлия Шарапова «Позовите тетю Тоню» (Рыбинск, Ярославская область), режиссер Виталий Когут (выпускник ГИТИСа, мастерская Леонида Хейфеца)
5. драматург Алексей Синяев «Тракторина» (Екатеринбург), режиссер Владимир Киммельман (студент Театрального института имени Бориса Щукина, мастерская Михаила Борисова)
6. драматург Кирилл Бусидов «Соло на ржавых качелях» (Москва),
режиссер Роман Лыков (студент ГИТИСа, мастерская Евгения Каменьковича и Дмитрия Крымова)
7. драматург Алексей Житковский «Дятел» (Нижневартовск), режиссер Ленара Гадельшина (студентка ГИТИСа, мастерская Александра Галибина)
8. драматург Сергей Минаев «Луна и грыжа» (Москва), режиссер Александр Серенко (выпускник ЛГИТМиК, мастерская Анатолия Праудина)
9. драматург Вадим Климов «За искусство (Конец цитаты)» (Барнаул),
режиссер Надежда Евстигнеева (выпускница Института русского театра, мастерская Марка Розовского)
10. драматург Андрей Иванов «С училища» (Москва), режиссер Оксана Погребняк (студентка ГИТИСа, мастерская Иосифа Райхельгауза)
Этот вечер можно было назвать диагностикой современной драматургии, так отчетливо проявились ее слабые и сильные стороны. И еще раз пришлось убедиться в том, что текст, с которым нынче модно обращаться чересчур вольно, имеет первостатейное значение. Режиссер, в первую очередь, должен быть опытным читателем, а уж затем маркетологом, создающим некий перфоманс - модный тренд от искусства. Среди литературы были выбраны также пьесы, которые уж точно нуждались в режиссерской обработке, так как были перенасыщены нецензурной лексикой, мешающей восприятию.
Самыми интересными работами для меня стали: «Соло на ржавых качелях» - об одиночестве, «Ганди молчал по субботам» - о человеколюбии и «Расстрелянное солнце» - о вере и предательстве. В этих этюдах режиссерам с помощью актерских индивидуальностей удалось донести некую историю от драматурга. Запомнились актерские работы Анны Потокиной, Владимира Комарова, Анастасии Лебедевой, Алексея Полякова, Олега Царева и др.
После показов состоялось обсуждение, на котором любой желающий мог взять микрофон. Художественный руководитель Театра ШСП Иосиф Райхельгауз, подводя итоги вечера, не стал удерживать интригу и объявил, какие работы понравивились ему более других. Режиссерам спектаклей «Ганди молчал по субботам» - Филиппу Гуревичу и «Соло на ржавых качелях»
- Роману Лыкову будет предоставлена возможность осуществить постановки на сцене московского театра «Школа современной пьесы».