В спектакле Минского театра КУКОЛ "Пансион "Бельведер" кукол нет. В первые минуты это вызывает некоторое недоумение: почему на сцену выходят люди в масках? Докторица и медсестра – понятны, забавны, но не удивительны. Восторг рождается с появлением обитателей пансиона. Ты моментально оказываешься по уши погружен в происходящее, боишься пропустить еле уловимое, следишь за каждым движением, потому что персонажи действуют одновременно. Ну, как действуют, живут и выживают, как могут, соответственно, обстоятельствам. Действие происходит в пансионе для престарелых. Умом понимаешь, что кукольники - люди молодые, а глаза отказываются от умозаключения потому, что все пансионеры "Бельведера" - больные немощные старики. Все их физиологические проблемы красочно представлены, но это не насмешка. Просто острая наблюдательность, мягкая ирония и душевность. Возраст и немощность сузили жизненное пространство этих людей, но за каждым - своя история, о которой они не рассказывают (спектакль без слов), но которая ясно прочитывается по ходу действия, и это дает колоссальный объем и глубину спектаклю.
Обитатели «Бельведера» плохо передвигаются, с трудом общаются. Они очень одиноки. С ними в близких отношениях, разве что Паркинсон да Альцгеймер, и при этом, все равно, в пансионе бушуют сильные страсти. Маски столь выразительны, что кажутся совершенно человеческими, очень подвижными лицами! Хочется крикнуть "БРАВО!" художнику-постановщику Татьяне Нерсисян!
Сценография спектакля представляет скудно обставленное помещение, где потертые стулья, старый телевизор и дверь в туалет увенчивает строгий «Распорядок дня», вывешенный над окном раздачи питания. Понятно, что этот пансион не отличается теплом и уютом. Для нашей публики весь этот антураж вполне узнаваем и горек. Но авторы спектакля не собираются кому-то жаловаться, а из кого-то выжимать слезу. Тут речь о другом.
Режиссер Маттео Спьяцци у себя в Италии известен работами в разной стилистике - клоунады, комедии дель арте, кабаре.
«Бельведер» - можно отнести к жанру грустной клоунады. Клоунов белых обычно перебивают рыжими, чтобы зрители больше веселились, чем расстраивались, но этот спектакль – не цирковое представление, здесь нет реприз. Из всех звуков только – музыка, старческое шарканье больных ног, стук каблуков докторши, телефонные звонки, на которые никто не спешит отвечать и…тишина. Ах, да, еще телевизионные передачи, как комические поводы для ссор: женщины хотят внимать «Санта-Барбаре», мужчины – болеть за футболистов. Эту сценку можно считать отдельной интермедией.
Чувства и эмоции героев артисты передают тончайшей пластикой - очень смешной и очень трогательной! Станиславский бы им поверил.
Каждой Маске хочется сказать: «Маска, я тебя знаю!».
У каждого обитателя пансиона имеют место быть разнообразные привычки в силу своеобразия характеров. Кто не встречал сварливых старушек, всю жизнь живущих только для себя, не ждущих от жизни и людей ничего хорошего, а потому агрессивно нападающих первыми? Или других старушек - тихих, робких, ни на что не жалующихся, радующихся любой мелочи?
До сих пор перед глазами пронзительная сцена, когда к старушке в кресле-каталке приходит сын, она думает, что навестить, а он сует ей бумаги на подпись (видимо, о передаче собственности), и тут же удаляется, стараясь не заметить протянутых к нему, чтобы обнять, дрожащих материнских рук. Разве кому-то не знаком старичок – бывший спортсмен, имеющий теперь весьма ограниченные возможности, но все еще радостно внимающий аппетитным женским формам? Или старичок – интеллигент, постоянно уткнувшийся в книгу или шахматы, не умеющий ответить на хамство. Сцена его именин –развешанные медработниками на пять минут (для фотоотчета) флажки и праздничные колпачки, моментально убранные, - сжимает сердце.
Старики, как дети, очень нуждаются в опеке сильных взрослых, и столь же беззащитны.
Спектакль настолько социален и человечен, что в любой точке мира не оставит зрителей равнодушными, и переводчики не потребуются.
Поклон
СЧАСТЬЕ, когда встречаешь в театре талантливых людей, создающих настоящее искусство!
К концу спектакля ты совершенно забываешь о том, что старичков кто-то играет, но наступает финал, и сердце замирает.
Кто?!
Артисты снимают МАСКИ... и под ними - улыбающиеся симпатичные счастливые молодые люди.
И тогда весь зал поднимается и устраивает им овацию.
Овация
Белорусский государственный театр кукол (Минск), спектакль «Бельведер», режиссер Маттео Спьяцци, художник-постановщик Татьяна Нерсисян