В Москву на гастроли приехал Никитинский театр, на спектакли которого в Воронеж давно слетаются продвинутые театралы со всех концов нашей, все еще необъятной страны. Стыдно признаться, но я оказалась той самой недвижимой горой, которая не дошла до Магомета, так что «Магомет»/театр сам пришел. Очень рекомендую друзьям: постарайтесь добраться до центра столицы – до воскресенья воронежцы играют ежедневно. Я была вчера на «Господах Головлевых», пойду сегодня на «Путаницу» и еще успею в пятницу на «Двенадцатую ночь».

Михаил Салтыков – Щедрин и Николай Гоголь никогда не устареют на Руси, но если с ироничным Гоголем можно хотя бы посмеяться «над кем, над собой…», то язвительная проза Михаила Евграфовича всегда внушала восхищение и содрогание. Восхищение – гениальной прозорливостью автора, содрогание потому, что полтора последующих века ничего в нашей действительности не изменили… никакие революции, войны, перестройки, переделки…

Спектакль «Господа Головлевы» вырос из рабочего эскиза на одной из театральных Лабораторий, проводимых знаменитым театральным гуру Олегом Лоевским. Страшную историю семьи Головлевых режиссер Дмитрий Акриш поместил в мрачное аскетичное пространство, не нуждающееся в декорациях. Черный квадрат задрапированных стен, внутри которых помещаются не только герои драмы, но и зрители, есть еще массивный стол и простая лавка неподалеку (туда, как на скамейку запасных будут усаживаться отошедшие в мир иной). Спектакль впечатляет умением режиссера отсечь лишнее, укрупнив и высветив до умопомрачения портреты героев…

Потрясающие образы, воплощенные артистами Никитинского театра, решающими режиссерские задачи, артистами, неприкрытыми ничем, кроме собственного таланта, играющими на расстоянии вытянутой руки – еще долго будут будоражить память и воображение. Прежде всего, Арина Петровна и Порфирий Головлев – невероятные Тамара Цыганова и Борис Алексеев. Жесткая, жестокая маменька Тамары Цыгановой все же умеет смеяться и плакать, жалеть и любить, по-своему, конечно, но вкрадчивый Иудушка Бориса Алексеева с каждой минутой спектакля набирает силу, раскаляя градус отрицательного обаяния до ненависти и исступления у своих родственников и до отвращения и тоски у зрителей. В умело плетущейся сети его пустословия задыхаются и гибнут все, кто оказывается рядом. Лишь умершим удается выскользнуть из дьявольских объятий Порфирия Головлева. В одной из сцен Иудушка, ловко прыгнув, вцепляется в загривок брату Павлу – он точно черт или дьявол питается человеческими душами. Лишь одной служанке Евпраксеюшке (Светлана Медведева) удается выжить рядом с монстром, и то приходится платить собственным ребенком, прижитым с Порфирием. Не нужен тому ребенок, не нужны сыновья, братья, племянницы, мать – ни к кому Иудушка не привязан, никого не жалеет, эдакое исчадие ада, притом религиозное, ежеминутно поминающее бога, назидающее и стращающее этим именем.

Удивительно, что после спектакля нет тяжести на сердце, а есть хорошее настроение. Сгинь, нечистая, и да здравствует прекрасный Никитинский театр!

#никитинскийтеатр

#спектакльгосподаголовлевы

Идите в театр!

 

И еще один прекрасный вечер с Никитинским театром!

Спектакль «Путаница» режиссера Бориса Алексеева по пьесе Алексея Макейчика про двух запутавшихся в жизни людей. У молодого мужчины (Борис Алексеев) внезапно случается паническая атака. Погуглив в интернете, он понимает, что нужно обратиться к психологу или психотерапевту. Сеансы / встречи с психологом (Марина Демьяненко) – развиваются динамично. Следить за короткими диалогами мужчины и женщины чрезвычайно увлекательно. Не зря психолог Марта (хотя герои ни разу не обращаются друг к другу по имени) напоминает клиенту Денису про детскую игру в «путаницу», когда компания, взявшись за руки, начинает выкручиваться, подлезать по очереди под переплеты рук, а ведущий должен всех распутать, не разрывая связок. Играющие и сами уже не помнят, как они так запутались, так что без посторонней помощи им не развязаться. Взрослым героям пьесы, в итоге, повезло, хотя неизвестно, кто кому помог. Текст хорошо написан и блистательно разыгран. Жизненные ситуации очень узнаваемы и вполне предсказуемы, однако интерес к происходящему держится до финала, что говорит о мастерстве, прежде всего, артистов, от игры которых ежеминутно получаешь истинное удовольствие.

Идите в театр, пока он тут, в Москве, в самом центре - Новый манеж, Георгиевский переулок 3/3

#никитинскийтеатр

#спектакльпутаница

Никитинский театр на десерт московских гастролей приготовил блюдо из "Двенадцатой ночи" Шекспира. Аншлаговый спектакль. Юрий Муравицкий последовал указаниям старины Вильяма - комедия может быть разыграна где угодно и как угодно. Беспроигрышный приём, не придраться.

Перед рядами зрителей выстроена большая песочница. Актёры, как дети, играют в ролевые игры: сейчас ты - королева, а потом я, он сначала будет слугой, а потом графом...

Фишка спектакля в том, что кто кого будет представлять, решает жребий: зрители вытягивают номера, обозначающие персонажей. Персонажи выписаны заранее на доске, суть перед началом действия объясняется для тех, кто забыл пьесу: кто в кого влюблён, кто кому кем приходится и т.п.

Спектакли выходят непредсказуемые, как повезёт. Вчера нам не очень подфартило в первом действии. Роли распределились не слишком удачно, во втором действии перекинули жребий, дело пошло живей.

Не могу удержаться от замечания: половина актёров текст не знает, это можно понять - кто-то играл новый для себя персонаж- но спектакль из-за суфлерских подсказок вышел намного длинней, зрители сначала смеялись много, но потом подустали. Интересно, что актрисы текст выучили лучше, что помогало им действовать куда выразительней актеров мужчин...

#спектакльдвенадцатаяночь

#никитинскийтеатрдвенадцатаяночь